Одна из самых быстрых и самых опасных трасс — кольцевая автодорога. Разрешенная скорость там 110 километров в час, но все понимают, что для многих автомобилистов с этой цифры только начинается отсчет, и из машины выжимают гораздо больше.

Остановиться по какой-то причине на этой дороге, равно, кстати, как и на ЗСД, смертельно опасно. Самый распространенный вид аварий на КАД — наезд на стоящее транспортное средство. В ночь с четверга на пятницу в таком ДТП на кольцевой погиб 59-летний водитель «Жигулей» — он врезался в припаркованную на внешнем кольце фуру.

До сих пор не установлены виновные в аварии на КАД, в которой погиб 8-летний ребенок. Это случилось в марте. У такси, в котором ехала семья,  пробило колесо — дальше остановка на трассе, и через полминуты удар. Мальчик был пристегнут, он умер в машине скорой помощи.  

Как показывает практика, для того, чтобы сохранить жизнь в случае ЧП на скоростной трассе, есть неписанные правила и всего лишь несколько минут на принятие решения.

Разрешенная скорость на кольцевой дороге 110 километров в час, при этом помним про негласное правило — за превышение на 20 километров не штрафуют. Тормозной путь на таких оборотах составляет более 130 метров.  Это задача с очень простым решением — на любое экстренное действие требуется время и расстояние, которого нет. На магистралях остановка запрещена, но что делать, когда она необходима? Отрепетировать заранее получается редко.

Интересный момент — водители, которые получали права, допустим 4 или даже 3 года назад, первый раз выезжали на кольцо уже самостоятельно — до 2019 года транспорту автошкол было запрещено появляться на магистралях. Сейчас ПДД это разрешают но в законе штраф, кстати, остался — он просто не действует. Скоростные магистрали ценят за скорость передвижения, но они требуют и скорости принятия решений в случае нештатной ситуации.

В автошколах объясняют — при аварии в городе нужно действовать, основываясь на законе, а при ЧП на магистралях лучше всего помогает инстинкт самосохранения. Ведь если исходить из пунктов правил, которые, как подчеркивают эксперты, написаны в кабинетах, а не в эпицентре аварии, то алгоритм такой.

«Попытайтесь себе представить, как вы в случае аварии идете навстречу потоку чтобы поставить знак аварийной остановки. Дойти — это еще полдела, вам ведь надо еще вернуться обратно. Дальше сказано, что нужно оттолкать машину к обочине. Вы представьте себе этих бурлаков, которые при скорости потока 120-130 — это, если никто не превышает — пытается наискосок оттолкать автомобиль», — отметил автоэксперт Дмитрий Попов.
А вот другая ситуация — автомобиль глохнет в третьей полосе. Сигнал аварийки не помогает — от столкновения не спастись — огромная фура цепляет легковушку. Надо отдать должное водителю — он избежал серьезного контакта, пострадало лишь железо.

В тех же автошколах поясняют — поломку не предугадаешь, но свой автомобиль нужно чувствовать — за 1 секунду он редко приходит в неисправное состояние.  

«Я учеников учу — поломка не происходит сразу. Даже если заклинивание двигателя — это процесс минут на 5-7. И как только вы чувствуете неполадку, смещайтесь вправо — там есть сплошная и за ней обочина. И вот там все неполадки ищите. Это единственный способ спасти ситуацию», — рассказа Дмитрий Попов.

Есть трассы, где чуть ли не каждый метр дороги под камерами, а в случае ЧП на место выезжает собственная бригада дорожных комиссаров — но это трассы платные.

Кстати, на кольце тоже камеры почти на всех участках. Обсуждалась идея обозначить на магистралях зоны видеонаблюдения и в случае аварии разрешить выносить решение по видеозаписи — это избавит водителя от страха наказания за побег с места ДТП. Но есть и важный момент, законами не регулируемый, психологический — бывают случаи, когда нужно думать только о собственной безопасности, а спасать автомобиль — это роскошь.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»