Шутить изволят – и как! Уличные артисты всех мастей и направлений на этой неделе были в Петербурге. Фестивалили! Актеры, музыканты, художники. Они не делили сцену, а творчески на ней сосуществовали. Искусство, которое не знает границ, эксперименты и импровизация приветствуются. В такой атмосфере трудно быть просто зрителем.

Возможно, парадокс, но фестиваль уличного искусства проходит не на улице. Отчасти из-за пандемии, отчасти из-за прохладной погоды. Однако, стены – не преграда и не предел для самовыражения.

Музыканты, актеры, клоуны, мимы – любовь к уличном искусству объединяет их всех. Есть даже современный акын – правда, не казахский, а вполне петербургский. Роман Раев что видит, о том и поет. В 21 веке это называется «музыкальный фристайл».

«Пока меня снимают. Или не снимают – еще я пока не знаю. Настраивают, возможно они кадр. Ребята пришли – это так надо», – пропел Роман Раев.

Музыкант улыбается, но в интервью признается: выживать в пандемию было нелегко. Хотя уличного искусства ограничения коснулись, пожалуй, меньше остальных коллег по цеху. 

«Сейчас не очень живы в силу ограничений, которые мы имеем. Потому что не разрешают играть на улице, выступать. У нас, по сути, нет никаких правил. Из-за того, что нет правил, мы не можем в рамках них действовать. Просто все запрещено. Что-то, вроде, разрешают, потом могут в любой момент запретить, ты не чувствуешь себя уверенным», – признался артист.

Пока в фойе музыканты, жонглеры и импровизаторы развлекают публику, на входе уличные художники заканчивают свою новую работу. Чем не искусство? Они, конечно, еще не так известны как Бэнкси, но со своей изюминкой.

Алексей, как многие творческие личности, выбрал себе псевдоним – Мелки – любит работать мелками. За плечами художественная школа. Искусство улиц ничем не хуже того, что показывают в музеях, убежден молодой человек. А закрашенные портреты известных личностей, пусть и на трансформаторных будках, тот же вандализм.

«На мой взгляд, это изюминка нашего города, то есть когда приезжают туристы, я считаю, таких картин должно быть больше. С годами это пошло в массы. Раньше это было нелегально, все думали, что это преступление. Сейчас полегче, все больше открытых площадок для этого. Допустим, как этот фестиваль», – пояснил Алексей.

Художника, как известно, обидеть может каждый. Но зачем обижать, если такое искусство востребовано. В зале не было бы свободных мест, если бы не ковидные ограничения.

Сколько сегодня уличных музыкантов и актеров в Северной столице – точно подсчитать невозможно. Одни занимаются таким искусством, чтобы заработать, другие – для души. Ясно одно: современные трубадуры и в 21 веке заглядывают в Петербург и живут в нем. Правда, в последние годы их деятельность пытаются всячески узаконить. Хорошо это или плохо – сказать однозначно нельзя. Что для одних «сумбур вместо музыки», для других величайшее произведение искусства.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Копытов.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»