В Петербурге впервые покажут знаменитое «Полнолуние» Пины Бауш. Премьера в начале театрального сезона пройдет на исторической сцене Александринского театра. Главная тема постановки — сама жизнь, а вода — полноправный персонаж.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов отмечает, что порой актеры переходят на английский с такого неудобного для них русского. Впрочем, создатель танцтеатра «Вупперталь» по природе своей была и вовсе молчалива. Пина Бауш предпочитала говорить на языке танца. Авангардист, экспериментатор — именно немецкая танцовщица и хореограф смогла придать пластическому искусству все обязательные элементы драмы. И неудивительно, что для премьеры в Петербурге выбрана основная сцена Александринки.

«Полнолуние» — один из поздних спектаклей Пины Бауш, созданный за три года до внезапной смерти. И тут кажется все: любовь, агрессия, страсть, и непременно, юмор, иногда доведенный до крайности. 13 танцовщиков тут еще с одним не сразу очевидным партнером — водой.

Вода становится словно полноправным участником действия. Стоит только первой капле попасть на танцора, как она уже, кажется повсюду. Изначально воды в «Полнолунии» не было и вовсе, рассказывает руководитель репетиций Роберт Штурм. Когда ее просто добавили, поняли: оставлять сцену сухой нельзя.

«Представление о том, что вода в спектакле — персонаж, оно не такое уж и неправильное. Ее роль легко проследить во время спектакля. С одной стороны, сценографическое решение, которое было принято поздно. Но когда начали с ней работать, поняли, что она действующее лицо», — говорит руководитель репетиций танцтеатра «Вупперталь» Роберт Штурм.

Сам Роберт с Пиной Бауш проработал 20 лет. Даже подменял легенду, когда та не могла быть на репетициях. В труппе, кстати, немало тех, кто работал с создателем. А вот попасть в этот коллектив крайне сложно. Но это удалось москвичке Екатерине Шушаковой.

«Те танцоры, которые работали с Пиной, они сами придумывали роли. А мы приходим и перенимаем эти роли. Критерии должны быть другие. С другой стороны, они ищут танцоров — там кого-то напоминают, или по типажу, ощущению. Когда проводят аудишн, там сидят 15 человек, которые работали с Пиной», — говорит танцовщица танцтеатра «Вупперталь» Екатерина Шушакова.

Так выходит, что основные постановки — это то, что зрители могли видеть в исполнении самой Пины Бауш. Создатель жанра творила и на злобу дня. Например, манифестировала о равенстве женщин в обществе и других проблемах, что ее тоже отличало от классического театра, да и коллектив вряд ли можно было называть таковым. Характерные черты он сохранил и после ухода создательницы.

«Их возраст от 20-30 до…. за 50 лет. Исходя из технических постановок, назовем их так, это не является камнем преткновения», — говорит директор танцтеатра «Вупперталь» Роже Кристманн.

Приезд немецкого танцтеатра в условиях ковидных ограничений — настоящий подарок публике. Его приурочили к перекрестному году стран. При том представляют немцы одну из самых ярких постановок театра. И кому Пина Бауш малознакома, многое о ней станет понятно.

«Вот это проявление обмена, контактов друг с другом, это единственный коридор, который нам надо сохранять и развивать. Потому что искусство перешагивает любую политику. Потому что бьет в сердце напрямую», — говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

«Несмотря на пандемию, с сентября мы провели во всей России более 750 мероприятий в 60 городах. От западной до восточной границы», — говорит генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге Стефано Ванбергер.

«Полнолуние» в буквальном смысле будет освещать сцену Александринки в течении 2 часов 30 минут. Спектакль покажут трижды.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»