Петербург потерял лидирующие позиции в рейтинге автоугонов. Сухие цифры - за шесть месяцев этого года кражи машин сократились на 40,5 процентов. В первом полугодии угнали 774 машины. За аналогичный период прошлого года похитили почти 1300 машин. В Петербурге задержан 131 автовор. Это тоже всего за полгода. 4. Как нам стало известно, в профильном «угонном» отделе ловят как минимум две группы угонщиков в месяц.

Угонщик пытается скрыться от полицейской машины. Погоня на скорости непременно увенчается успехом. Так показывают в кино. И примерно так обыватель представляет работу сотрудников «угонного» отдела уголовного розыска. В реальности эффектное задержание — это точка. До нее — месяцы кропотливой разработки. Угонщики — люди осторожные. Конспирация у них на первом месте.

«Это может быть и молодой парень, и взрослый, и даже дедушки в престарелом возрасте.  Встреть его где-то на улице или во дворе, человек никогда не подумает, что это вор, который пришел его машину угонять», — рассказал оперуполномоченный уголовного розыска. 

Рейтинг предпочтений автоворов: на первом месте — корейский автопром, затем японцы. Очень редко немецкие машины. Почти никогда не воруют шведские автомобили. Причина, возможно, лежит в технической плоскости. У задержанных угонщиков чаще всего находят оборудование для угона именно корейских машин.

В криминальном бизнесе, как и в любом другом, самое важное — рынок сбыта. В Петербурге угнанные машины традиционно продавали по частям на авторазборках. После прихода туда оперативников, Петербург начал стремительно оставлять лидирующие позиции в рейтингах автокраж по России.

«Практически на 50 процентов снижение краж автомобилей на территории нашего региона. Кто реально хочет законно заниматься автобизнесом — законно этим и занимается», — отметил начальник 8-го («угонного») отдела ОРЧ №2 Управления уголовного розыска ГУ МВД России по СПб и Ленобласти Сергей Сушков. 

Последние мощные группы, которые промышляли кражами очень дорогих иномарок, «сняли с пробега» в 2018-м. Тогда арестовали легенду угонного бизнеса Игоря Ловыгина, известного, как Спортсмен. В 2019-м за решетку отправили Андрея Паламаря. Через год в «Крестах» поселились Сергей Королев и Дмитрий Федоров. Угоны иномарок высшего класса сошли на нет.

Сегодня дорогие машины угоняют либо сами владельцы, чтобы получить страховку, либо группы, которые покупают машины в кредит на подставное лицо. Эти преступления квалифицируют как мошенничество. Чаще всего, украденные в Петербурге машины «уезжают» в Казахстан и Таджикистан. Бюджетный корейский автомобиль отдают перекупщикам примерно за 300 тысяч рублей. Время угона — максимум полминуты. Все благодаря специальной воровской электронике.  

Чаще всего угонщики промышляют во дворах и на парковках у торговых и бизнес-центров. Еще десять лет назад за хозяином, который пошел в магазин, следили, чтобы не вернулся раньше времени. Сейчас это не требуется. Воруют все быстрее. Защищают машины все слабее. Автовор вряд ли польстится на машину, где есть несколько противоугонных преград. 

«Из такого более-менее простого и дешевого — это механические способы защиты. Какие-нибудь блокировки руля и педали, понятно, что это не панацея, все спиливается и снимается, но на это нужно время. Дополнительные охранные комплексы желательны с каким-нибудь электронными метками, либо комбинацией клавиш», — рассказал оперуполномоченный уголовного розыска.

В Петербурге недавно и вовсе был случай, который наверняка войдет в энциклопедии криминального мира. Группа автоворов замаскировала «отстойник» под садовый домик. За скромным забором под землей находился гараж размером с небольшую парковку. Никакие сигналы из убежища наружу не выходили благодаря системам подавления. В результате блестящей разработки оперативники задержали пятерых.

Эффективность работы регионального угрозыска показывают и цифры: в первом полугодии угоны в Петербурге сократились на 40 процентов по сравнению с прошлым годом. Задержан 131 угонщик. Из-за обилия дорожных видеокамер канули в лету машины-двойники. Это угнанные автомобили, на которые ставили копии номеров с аналогичных иномарок.

Впрочем, угонщики иногда все же устанавливают номера с другого такого же автомобиля и даже  специально нарушают правила, чтобы показать, что машина в России. Хотя идентичная уже давно пересекла границу какой-нибудь республики СНГ. Так поступают, когда хотят легализовать самоугон.

Фото: pixabay. com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»