Петергоф сегодня отмечает одну из самых важных дат в своей истории. Визитной карточке музея-заповедника – фонтанному комплексу – исполнилось 300 лет. Как работает уникальная водоподводящая система, изучил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».

Водоподводящую систему на Ропшинских высотах запустил лично Петр Первый. С тех пор принцип подачи воды в фонтаны музея не поменялся. Система работает без единого насоса, исключительно за счет естественного напора воды.

Одна из крупнейших в мире фонтанных систем не имеет аналогов. Общая протяженность основных водоподводящих каналов – 56 километров. А весь комплекс включает в себя 140 гидротехнических сооружений – это мосты, дамбы и шлюзы. Парк фонтанов, построенный по образу французского Версаля, в итоге превзошел его по многим параметрам. В том числе – по обилию воды в комплексах, высоте струй и длительности действия.

Игральные воды, как называл их Петр Первый, вот уже три столетия вдохновляют и радуют своей красотой. Мечта Императора-градостроителя осуществилась еще при его жизни. Увидев однажды Версаль, он решил построить свой дворец на берегу Финского залива. Трассу первого водовода прокладывал русский ученый, талантливый инженер-гидравлик Василий Туволков. Сердце фонтана он спрятал глубоко под каскадами.  

Грот – под большим каскадом. Это и есть та самая артерия, которая питает фонтан «Самсон». Трубы проходят далеко под фундаментом дворца и через весь верхний парк. 

Если в золотом великолепии фонтаны Петергофа схожи с Версальскими, то в техническом смысле разница принципиальная. Если во французской резиденции напор воды создавался за счет водовзводной машины и акведука Марли, то в Петергофе все фонтаны работают без единого насоса. И это настоящее чудо инженерной мысли, ничуть не устаревшее за три века.

Для фонтанного комплекса были объединены несколько родников и ручьев, которые стекают с возвышенности. Естественные водоемы были перерыты и направлены в одно русло. Вода поступает в парк не только по природному водоводу, есть и обычные трубы. За счет уменьшения их диаметра и создается напор.

«С самой высокой точки до фонтанной форсунки у нас идет единый перепад, то есть у нас труба никогда не делает контруклон, она всегда идет сверху вниз, так же – все фонтаны Петергофа. Мы всегда «питаемся» за большим дворцом, доходим до сюда и вся вода уходит дальше в Финский залив», – рассказывает фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф» Александр Корсаков

Открытие фонтанной выставки в нижнем парке приурочили специально к  юбилею.  Экспозиция рассказывает гостям не только об уникальности водовода, но и о почетном ремесле — мастера игральных вод императорского дворца. В составе современной команды фонтанщиков — 32 сотрудника. Профессия потомственная, а тонкости передаются из поколения в поколение. До 2010 года фонтанную бригаду возглавляла Нина Ершова, сейчас на этой должности ее сын.

«Было такое время, что меня не с кем было оставить дома. Она брала меня сюда на работу и отдавала фонтанным мастерам. Мне было это интересно, они с удовольствием мне все рассказывали. Дело еще и в том, что еще даже в XIX веке здесь работал отец, который обучил здесь своего сына», – рассказывает начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений ГМЗ «Петергоф» Андрей Бирюков.

И так из поколения в поколение, год за годом мастера игральных вод берегут и сохраняют уникальную систему, аналогов которой нет в мире. И они уверены, пройдет еще триста лет, а восхищенные туристы по-прежнему будут замирать перед царственным величием большого каскада.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»