Сорок лет назад, 19 августа 1981 года, в Советском союзе было принято решение создать группу специального назначения «Вымпел» – для проведения спецопераций за пределами страны. Задачи — осуществление переворотов, диверсий, создание агентурных сетей и другие. Информация о большей части операций, которые выполнили сотрудники этого спецподразделения, до сих находится под грифом «Секретно».

Август 81-го года. Советский союз. В первом главном управлении КГБ СССР лежит приказ – о создании группы специального назначения «Вымпел».  

В декабре 79-го года после штурма дворца Тадж Бек в Кабуле и ликвидации президента Афганистана Хафизуллы Амина выдающийся советский разведчик, начальник управления нелегальной разведки Юрий Дроздов предложил председателю КГБ Юрию Андропову создать спецподразделение.

«Вымпел» – это специально подготовленное структурное подразделение. Работа которых и функциональные обязанности заключались в выполнении любых задач, выполнить которые иными средствами официальными представительствами наших резедентур невозможно. А также в районах кризисных ситуаций», – рассказал ветеран службы внешней разведки Лев Корольков корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург».

Ветеран внешней разведки Лев Корольков – ученик Ильи Старинова, который стал прототипом одного из героев романа Хэмингуэйя «По ком звонит колокол». Корольков с 73-го года готовил разведчиков. С появлением «Вымпела» он стал преподавать в учебном центре в Балашихе, из стен которого выходили сотрудники спецназа нелегальной разведки.

«Мы воевали тогда с 55 странами условно говоря. Прежде всего нашими противниками были Китай, Соединенные штаты, Пакистан, страны Персидского залива, ну, не говоря о другом. Одна только Франция, вроде бы довольно хорошие отношения всегда были со времен де Голля, «обкатала» весь свой военно-медицинский персонал в Афганистане. На стороне кого? И там без такого подразделения как «Выпмел» решить задачи было просто невозможно», – вспоминает Лев Корольков.
 
Валерий Киселев – писатель, автор нескольких книг о «Вымпеле». В прошлом – сотрудник спецподразделения, полковник запаса ФСБ России.

«Баз становилось больше. Было двести, триста, потом их стало неимоверное количество, когда ракеты стояли практически в Турции, в каких-то ближайших границах Советского союза, было принято решение о создании такого подразделения. Не для того, чтобы кому-то яд подсыпать, а для того, чтобы ракеты не взлетали. Чтобы подводные лодки не начали свою боевую атаку на наши города и не уничтожали тысячами, а может миллионами наш народ. Вот для этого нужно было подразделение. Это специальное подразделение специальной разведки», – рассказывает ветеран группы «Вымпел», полковник запаса ФСБ России Валерий Киселев.

Помимо умения стрелять из всех видов оружия, вождения любой техники, включая самолет, водолазной и альпинистской подготовки, сотрудники «Вымпела» должны знать языки, уметь создавать агентурные сети, проводить диверсии в военное время, дезорганизовывать противника, устраивать перевороты.

Евгений Григорьев – генерал, а 85-го по 95-й год – сотрудник КГБ СССР, впоследствии ФСБ России. Кроме прочего, занимался поиском кадров для группы «Вымпел».

«С ними проводились собеседования, встречи. Они, в принципе, не знали, с кем они беседуют. Потом было тестирование. В КГБ слово «провокация» вообще не применялось. Были неожиданные задачи, которые вдруг менялись по ходу действия. Вот в этой ситуации наблюдались реакции человека, что и как он мог говорить, как он мог выпутаться из этого», – отмечает сотрудник КГБ СССР с 1985 года, генерал-майор Евгений Григорьев.

В «Вымпел» попадали после прохождения курсов усовершенствования офицерского состава. Сокращенно 00 «КУОС».

«Вымпел» – это только верхушка айсберга. Это структура быстрого реагирования и, наверное, первая и единственная в мире, которой было по плечу выполнение любых задач», – рассказывает Григорьев.

Главная задача «Вымпела» – война с терроризмом за пределами страны. Тихое и неизменно удачное проведение самых невероятных операций и сегодня является работой сотрудников «Вымпела». Практически вся работа засекречена. Можно говорить лишь о некоторых выполненных задачах. Среди них, например, освобождение заложников в Бейруте.

«Когда в Ливане похитили сотрудников нашего посольства, один из которых был убит, только группа «Вымпел» смогла эту задачу решить. То есть освободить наших и, более того, чтобы впредь там таких инцидентов не случалось. По-моему чью-то голову прислали. Одному из организаторов похищения. Это острое мероприятие, но это конечно не «Вымпел» делал, отрезал голову, мы использовали возможности палестинского движения сопротивления и их позиции там», – отмечает Лев Корольков.

Сложные времена для спецподразделения наступили в октябре 1993 года. Командиры «Вымпела» и «Альфы» отказались штурмовать Белый дом. Но они выполнили свою работу. Без единого выстрела. Только путем переговоров. За этим последовал приказ о передаче подразделения в ведение МВД. Но задачи спецназа нелегальной разведки в корне отличались от задач полицейского управления.

«Наша задача — проведение разведки в особо сложных условиях. Служба на участке, где ты должен быть готов к выполнению задач в особых условиях. Особые условия – это война, кризисная ситуация, то есть, это предвоенный период, когда столкновения, внутренний гражданский конфликт в стране», – объясняет Лев Корольков.

Многим пришлось оставить службу. Но уже через два года, во многом благодаря усилиям замдиректора ФСБ генерала Виктора Зорина. Уникальная группа вернулась в подчинение службы безопасности страны.

Среди спецопераций «Вымпела» особое место занимает Беслан. Сотрудники «Вымпела» и «Альфы» освобождали заложников из захваченной боевиками Шамиля Басаева школы. Тогда в плену у террористов были 1 128 детей, их родственников и учителей. В ходе проведения спецоперации погибли 334 человека. Десять сотрудников Центра Специального назначения ФСБ удостоены звания Герой России. Посмертно.

«Когда сложились события в Беслане, мы хоронили своих коллег, была дождливая погода, это было на Лубянке, длинная очередь. Подъезжали машины, кто-то заходил из руководства без очереди. И вдруг мы обратили внимание: такой зеленоватый плащ. Я говорю: «Это ведь Дроздов. Точно». И вот Юрий Иванович стоял с теми, кого он создал, прощаться с теми, кого он подобрал. Вместе. Под дождем. Это тоже характер. Это характеризует человека», – заявил сотрудник КГБ СССР с 1985 года, генерал-майор Евгений Григорьев.

В одном из интервью основатель «Вымпела» генерал Юрий Дроздов сказал:

«Разведка нужна в любом государстве. Мы же хотим правильно строить наши отношения с миром, двигаться вперед. Для этого обязаны обладать всесторонне подготовленной нелегальной разведкой».  

Никому и никогда не удавалось и не удастся победить, не имея реальной картины. Лишь обладая точными знаниями о происходящих, часто скрытых событиях, можно выработать стратегию действий, обреченных на успех.

Подробнее смотрите в программе «Степень защиты» на телеканале «Санкт-Петербург».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»