Сегодня на Камчатке со дна Курильского озера подняли тела трех погибших при крушении вертолета. На борту были туристы из Москвы и Петербурга. Камчатка — одно из самых привлекательных туристических мест в России. Как оценить риски, чтобы путешествие не превратилось в испытание, изучал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».

Глубоководные аппараты обнаружили МИ-8 в полукилометре от берега на глубине больше 100 метров. Трагедия произошла 12 августа. На борту было 16 человек вместе с членами экипажа. Из шести петербуржцев спаслись трое. Всего уцелели восемь человек.

Путешествие на Камчатку – это дорого, но те, кто там побывал, утверждают, что оно того стоит. Это край, где воздушные пути равноценны по значимости дорогам и даже более значимы. До некоторых мест иначе как вертолетами просто не добраться. Все туристические маршруты давно известны, и все же риски есть. Для группы из Москвы и Петербурга красоты Камчатки оказались смертельно опасными. Выжившие рассказывают: спаслись чудом. Кого-то крушение застало во сне.

«Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой», – рассказывает пассажир потерпевшего крушение вертолета Виктор Стрелкин. 

Разбившейся вертолет находился на глубине более 150 метров. МЧС обратилось за помощью к военным — у гражданских нет техники для работы на таких глубинах. Причиной аварии могла стать ошибка пилота: выполняя посадку, он промахнулся мимо положенной точки и сел на воду. Заслуженный пилот России Вадим Базыкин рассказал, туманы в этом районе не редкость. Те, кто летает часто, знают это, но нельзя недооценивать даже знакомую картину. Заходить на посадку нужно через воду, а не через скалы – и крайне аккуратно  

«Для этого должны работать все три члена экипажа. Но нужно понимать, что приборы над водой работают иначе, есть погрешность. Высота принятия решений не должна ниже порядка 50-ти метров. Можно сделать 20 метров, если вы очень опытный и знаете этот район»,— объяснил заслуженный пилот России, летчик-испытатель Вадим Базыкин. 

Михаил Машковцев 7 лет был главой региона, когда это была еще область, а не край. Он вспоминает, авиаперелеты для Камчатки дело обыденное. Это не только туризм. Вертолет в некоторых районах как автобус – для связи между островами. Туризм занимает важное место в экономике региона.

«Причина в том, что это было раньше в руках государства, а теперь в частных и не самых надежных руках. Я когда был губернатором, на меня было два уголовных дела просто за то, что я пару раз в отношении этих буржуев слегка превышал свои полномочия», – рассказал губернатор Камчатской области в 2000-2007 годах Михаил Машковцев. 

В четверг погибших могло бы быть больше, но в этой истории нашлось и место героизму, и удаче. Шум вертолета услышали и пришли на помощь сотрудники ближайшего заповедника.  Уже через несколько минут они спасали людей. Вода – примерно 5 градусов. Выбравшиеся из вертолета долго в ней не продержались бы.  

«Был очень густой туман. Около 100 метров видимость. Потом мы услышали, как предположительно лопасти вертолета ударились о воду. Мы этого не видели. Спустили катера и через 3-4 минуты добрались до места крушения», – рассказал участковый государственный инспектор ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Евгений Денгес.

Вертолет принадлежит компании «Витязь-Аэро». Все сразу вспомнили, что за два дня до трагедии один из ее владельцев, предприниматель Игорь Редькин, признался, что случайно убил человека, пытаясь отогнать от деревни медведя. Это не имеет никакого отношения к трагедии и выглядит как страшная ирония судьбы. Компания уже сообщила, что борт был полностью исправен, тем менее сегодня Росавиация запретила перевозчику коммерческие полеты с пассажирами. Тур, кстати, стоит 40 тысяч рублей на одного. Посадка к достопримечательностям – строго исходя из погодных условий.

«Сейчас мы на связи с центром МЧС, с психологами, которые работают с родственниками. И мы предложили свои услуги по доставке, по размещению на Камчатку, на озеро Курильское. Если будет необходимо, будем помогать и лечением», – отметил исполнительный директор компании-владельца вертолета МИ-8 Дмитрий Черных.

В любом экстремальном туризме всегда сложно оценить риски. Существуют минимальные страховки, но рынка как такового нет, поэтому трудно высчитать, сколько стоит полностью застраховать себя перед прыжком с парашютом или полетом.

«Для того, чтобы это страховать, нужно иметь огромную статистику. Чтобы понимать картину рисков. В такого рода бизнесе нет случайных людей в регионах. Там главный принцип, чтобы ты был «своим». Нельзя просто прийти и сказать: «Я хочу». Тебя задушат проверками», – подчеркнул экономист Дмитрий Прокофьев. 

Несколько выживших остаются в местной больнице, врачи делают все возможное.

«Проводились им оперативные вмешательства. Один пациент, первый, поступил с тяжелой травмой – открытый оскольчатый перелом правой голени. Ушиб, контузия грудной клетки, перелом ключицы, травматический шок 2-3 степени. На сегодняшний день состояние у него тяжелое, стабильно тяжелое. Что касается второго пациента, который к нам поступил с открытым переломом грудины, с повреждением, рана проникала в переднее средостение. Была выполнена также интенсивная терапия, он находится в реанимации в стабильно тяжелом состоянии», – рассказал главный врач по хирургической помощи Камчатской краевой больницы Олег Кузьменков. 

Следствие продолжает отработку трех версий случившегося. Помимо ошибки пилота, это стихия и техническая неисправность вертолета. Уже известно, что в день катастрофы на посадку в месте будущей трагедии заходил и второй борт, но пилот принял решение развернуться, сократив пассажирам экскурсию и, возможно, сохранив жизнь. 

Фото: СК РФ
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»