В Год науки и технологий Росгидромет показывает работу своих подведомственных предприятий. Один из ведущих в России – петербургский Государственный гидрологический институт – открыл свои лаборатории для журналистов.

Научная организация работает с 1919-го года, здесь был создан первый реестр водных объектов страны и сформулирована еще в советские годы концепция глобального потепления. Сегодня институт проводит экспертизы всех больших строек на реках и озерах.

«Река называется Юля-Йоки. Мы занимаемся измерением расхода воды в данной речке. То есть какое количество воды протекает за единицу времени в данном створе», – рассказывает заведующий лабораторией гидрологических приборов ФГБУ «Государственный гидрологический институт» Сергей Бузмаков.

Задача нетривиальная. Ученые испытывают новую методику: на плоту установлен акустический прибор, который сам просчитывает глубину и ширину реки, а также скорость течения. Если погрешностей будет немного, способ возьмут на вооружение.

«Где эта методика пригодится? Для учета стока на постах Росгидромета. Для чего нужно изучать сток? У нас есть различные водозаборы, которые нуждаются в определении количества воды. Каждый год нас топит. Для того, чтобы спланировать мероприятия противопаводковые, всегда нужно знать, какое количество воды будет», – объясняет Бузмаков.

В специальной лаборатории создают уменьшенные копии рек и моделируют деформации дна после возведения различных сооружений – дамб, арочных или вантовых мостов. А также прогнозируют возможность ледовых заторов. Компьютеру такое пока не под силу.

«Если я методически правильно строю модели, то здесь законы взаимодействия выполняются сами. Я даже их не знаю, но они выполняются. И я получаю корректные результаты, в отличие от математических моделей», – уточняет заведующий отделом русловых процессов, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Государственный гидрологический институт» Виктор Католиков.

Подобных лабораторий в России нет. Здесь решалась судьба Олимпиады в Сочи в 2014-м году. Гидрологи создали модели восстановления реки Мзымта после строительства автомобильной и железнодорожной магистралей.

«Когда МОК проверял, насколько экологически чистой будет Олимпиада, было целое совещание. Французы сидели, и они пришли на совещание с идеей, что здесь, в России, все плохо, а после нашего доклада, как нам сказали наши высшие чиновники, мы спасли страну. Нас поблагодарили, потому что МОК очень положительно отнесся к этому опыту».

На базе института в поселке Ильичёво есть еще одна лаборатория. Там проверяют приборы и составляют рекомендации. Тесты проводят в 140-метровом бассейне с помощью американской и советской техники.

Вода в бассейне неподвижна, а двигается специальная рельсовая машина. К ней прикреплен скрытый под поверхностью прибор. Известно, с какой скоростью мы едем, соответственно, прибор должен точно ее показать. Если получится, значит он работает правильно. Если нет – надо калибровать.

В России более двух с половиной миллионов рек и столько же озер, еще десятки тысяч водохранилищ. Их нужно изучать и мониторить. Кроме того, все крупные стройки страны, связанные с пресноводными источниками, проходят экспертизу ученых петербургского института.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Чуев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»