Минтруда России разработало стандарт для новой профессии «Специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа». Сразу приходит на ум: государство дало отмашку на подготовку спецагентов для работы в виртуальной реальности.

Впрочем, назначение у этих специалистов будет вполне мирное, а то, что мы все уже сейчас «под цифровым колпаком», давно не является тайной. Едва ступив на территорию онлайн, вы обзаводитесь своим вирутальным двойником. Он – ваша копия и даже немного больше. В курсе интересов, знает всех друзей, помнит обо всех событиях, контролирует траты и хранит пароли. Он вооружен вашими личными данными и очень опасен. Как не «наКликать» на себя беду, разбирался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» 

Затеряться в толпе не получится. «Большой брат» следит за каждым. Камеры видеонаблюдения уже давно могут рассказать о безымянном прохожем немало. Нейросети легко найдут инкогнито в социальных сетях. И этот инструмент доступен всем.  

«Возвращалась поздно вечером домой на метро, ко мне пришла новая заявка в друзья в социальной сети», – рассказывает жертва сталкера Валерия Самойленко.

Случайный запрос москвичку Валерию Самойленко не особо удивил. Но желающий познакомиться был слишком настойчив. Осмотрев ближайших пассажиров, девушка увидела мужчину на скамейке напротив. Он явно нервничал, все время поглядывал в телефон. Мягко говоря, не по себе стало и Валерии. Она попросила своего молодого человека все в той же соцсети виртуально отвлечь назойливого незнакомца и в тот момент покинула вагон. Правда, забыть киберпреследователя сразу не получилось.

«Действительно страшно, когда тебя находит нейросеть. Человек подписывается на тебя и продолжает терроризировать, используя твои персональные данные. Он узнал его персональные данные, он узнал его номер телефона, он узнал отчество и зарегистрировал его на разных сайтах. Оформил доставки по номеру телефона из различных алкомаркетов», – рассказывает Валерия Самойленко.

После и вовсе посыпались угрозы. Валерия со своим молодым человеком обратилась в полицию. Вероятнее всего, сталкер нашел свою жертву с помощью специального приложения. В нем достаточно разместить сделанное  фото. Нейросеть проанализирует его по сотням так называемых опорных точек и сравнит со своей базой, в которой уже миллионы изображений. На это искусственному интеллекту нужны считанные секунды. Впрочем, возможностями романтического поиска новая технология не ограничивается.

Недавняя новость от популярного американского производителя мобильных устройств всколыхнула весь мир. Корпорация заявила, что будет сканировать так называемое «облако» в поисках запрещенного контента, в заявлении речь пошла о фотографиях-свидетельствах насилия над детьми.  

Облачное хранилище — это по сути один большой жесткий диск, где могут быть фотографии, телефонная книга, заметки, напоминания и многое другое. Пользователь в любой момент может обратиться к этой информации. Удобно, и это при том, что размер этого самого облака может менять сам владелец того же смартфона. Содержимое, конечно, остается личным, но не до конца.

Хранилище — это не собственность, а аренда. Значит доступ к нему будет иметь и искусственный интеллект.  

«Они не будут рассматривать оригинальные фотографии, они будут изучать совпадение сэмпелов и хэшей. Той фотографии, которая есть в «облаке» и той фотографии, которая есть в их хранилище», – объяснил руководитель отдела специальных разработок технопарка Санкт-Петербурга Игорь Бедеров.

Алгоритмы сверят и найдут запрещенные материалы. В случае их обнаружения сам файл пользователя могут передать в полицию. Эту новость разработчики называют своего рода легитимизацией процесса такой слежки — ведь ведется она довольно давно.

«Как только появилась идея, что пользователи о себе оставляют очень много данных, а эти данные дорого стоят. Поскольку позволяют сделать высококачественный таргетинг, а именно за это ведется борьба ведущих IT-компаний», – отметил Игорь Бедеров.

Из переписок в мессенджерах, даже при разговорах рядом с телефоном, становится известно многое. Пожалуй, никого уже не удивляет, что в поисках определенного товара мы получаем контекстную рекламу именно его. Такой онлайн мониторинг не противозаконен. И тот самый поиск человека по одной лишь его фотографии тоже не нарушение, говорят юристы.  

«Во всех этих пользовательских соглашениях сказано, что, давая нам согласие на хранение и обработку персональных данных, вы фактически сами этот доступ предоставляете. Есть у нас статья в УК 137— нарушение неприкосновенности частной жизни. Как раз в этой статье речь идет о том, что деяния вот эти по сбору, анализу информации, становятся уголовно наказуемыми в том случае, когда это происходит без согласия лица», – отметил вице-президент независимой коллегии адвокатов Ленинградской области Александр Мамышев. 

Главный вопрос — как обезопасить себя. Специалисты в первую очередь советуют  не пренебрегать интернет-гигиеной. Но это относится к социальным сетям. Ни в коем случае не размещать свои телефон и адрес. Впрочем, есть и плюсы, и довольно существенные. Нередко именно нейронные сети помогают раскрывать преступления.  

«Чаще оценить возможности нейросети мы можем, когда действуем в обратном порядке, когда имеется изображение преступника, в том числе из камеры домофона. Нетрудно найти даже удаленные аккаунты», – рассказал руководитель проекта «Молодежная служба безопасности», психолог Леонид Армер.

И все же интернет-обыватели без проблем с законом выступают против такого анализа данных. Говорят о незримом вмешательстве в личную жизнь. Судя по всему споры на эту тему будут бесконечными. Пока же в России появилась новая должность – специалист по моделированию, сбору и анализу данных цифрового следа. Минтруда предстоит анализировать тот след, который большинство из нас каждый день оставляет во всемирной паутине.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»