В Театральной библиотеке подвели итоги 3-летней работы по оцифровке основных фондов. За это время созданы электронные копии 600 экземпляров рукописных и печатных раритетов из коллекции – книжного памятника «Русская драма».

Всего в фонде Театральной библиотеки насчитывается свыше 600 тысяч единиц хранения, в том числе более 25 тысяч оригинальных эскизов костюмов и декораций театральных художников, собрание драматических произведений на языках народов России и зарубежных стран, архивные документы. Если говорить только о книгах — их 124 тысячи. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» расскажет подробнее. 

В цифровом виде рукописи точно не сгорят. Как, например, небольшой книжный памятник из коллекции «Русская драма». В театральной библиотеке к ней относятся с особым трепетом.  Ведь это так называемых рабочие экземпляры. Когда-то их использовали при подготовке спектаклей. Есть и экземпляр «Моцарта и Сальери» 1832 года. Считается, что сам Пушкин держал его в руках. 

Размер, количество страниц, переплет, состояние, цензорские пометки – все, что специалисты из отдела редкой книги смогли заметить, подробно вводится в электронный каталог и потом отсылается в реестр книжных памятников.

«На основе наших экземпляров историки пишут научные труды. Кроме того, на основе этих экземпляров в последствии выстраивается история отечественного театра», — рассказала заведующая сектором редких книг отдела редкой книги Вера Харламова. 

Книжные памятники – это не только оригинальные эскизы, костюмов, декораций и собрания драматических произведений. Здесь большую ценность представляют даже газетные вырезки с упоминаниями знаковых театральных постановок. 

«Одна из коллекций памятников книжных — это цензура. Это экземпляры пьес, которые проходили цензорскую правку и были переданы в библиотеку из цензурного комитета, когда он ликвидировался», — отметила директор Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки Анастасия Гай. 

На протяжении 3 лет специалисты вручную сканируют книжные памятники театральной библиотеки. Пока получается по 200 единиц в год. Такими темпами, уйдёт 620 лет на то, чтобы оцифровать все 124 тысячи драгоценных экземпляров. 

Подробности в репортаже Дмитрия Аксенчика.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»