Как пандемия коронавируса повлияла на экономику России и какие выводы сделаны? В том числе об этом на полях ПМЭФ говорили федеральные министры.

Вирус ударил не только по здоровью россиян. Производство, промышленность, финансовая система, бизнес были вынуждены срочно перестраивать свою работу. Многие отрасли несли колоссальные убытки и буквально балансировали на краю.

Это такая традиция форума: с самого начала — о главном. Уже первая сессия — о том, как перейти от антикризисной повестки к устойчивому развитию. Мировую рецессию вызвала пандемия. Такого кризиса, по словам Максима Орешкина, не было со времен окончания Второй мировой войны. Пока инфляция в России остается на высоком уровне в 5,9%.  

«Инфляционные ожидания у нас находятся на четырехлетнем максимуме и последние несколько месяцев на максимальном уровне. Это меняет поведение людей, они сдвигают многие покупки, особенно длительного пользования, ближе, от этого цены еще больше растут, особенно, если предложение не поспевает. Люди еще больше стараются сдвинуть покупки. По сути дела, так и разворачивается инфляционная спираль. Но мы, конечно, этого допустить не можем», — сказала Эльвира Набиуллина.

Правительство намерено постепенно сокращать, в первую очередь, антикризисные расходы и возвращаться к нормальному режиму работы с бюджетом. И если на этой сессии скорее царило единодушие, то на заседании по переработке отходов делегаты форума поспорили. 

Камень преткновения — вопрос о том, кто больше среду окружающую загрязняет. Спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов говорит — промышленность. От жителей страны в казну государства только за год поступает по 160 миллиардов рублей на утилизацию мусора, от производителей — всего лишь 3. Самый насущный вопрос — упаковка.

Его оппонент, глава Минпромторга Денис Мантуров, словно своих защищал, говорил — потребитель и сам скорее предпочтет положить товар на подложку и обернуть полиэтиленом. Однако бизнес собирается расширять свою ответственность — до 2023 года промышленники соберут 100 миллиардов рублей экологического налога. Деньги пойдут на строительство мусороперерабатывающих заводов.

Корпорация «Ростех», кстати, сейчас строит 5 новых заводов. В масштабах страны этого мало, если учесть, что каждый год россияне производят 160 миллионов тонн мусора. Но отходы можно превращать в доходы. Подвтерждает этот тезис стенд госкорпорации: арт-объекты, созданные современными художниками из мусора. Стоимость некоторых экспонатов составляет миллион долларов.

О перевороте в сознании говорили и на сессии, посвященной настройке налоговой системы. Именно об этом в послании федеральному собранию говорил Владимир Путин. Спикеры отметили, что ни снижать, ни повышать сборы не стоит, но можно корректировать некоторые вопросы. Например, сосредоточиться на цифровых методах взымания платы. И по сути, изменяется схема работы ведомства. Технологические новшества должна учитывать и новая редакция кодекса.

А в кулуарах форума сегодня говорили о недостатке зарубежной рабочей силы. Еще один печальный итог пандемии. Вице-премьер Марат Хуснуллин назвал ситуацию катастрофической, особенно это касается российских строек. Цены на трудовые ресурсы выросли на 50 и даже 100 %, при этом девелоперы испытывают кадровый голод. Регламент въезда рабочих для российских строек, по словам вице-премьера, нужно упростить. Предложение уже подготовили и планируют его вынести на рассмотрение премьер-министру Мишустину.

Очевидно, что сегодня была легкая разминка на полях экономического форума. О российской экономике участники будут активно говорить и завтра. С самого утра и до кульминации — пленарного заседания с участием президента страны. Непростой прошлый год внес не только новые темы для обсуждения, но и явно поставил новые задачи в том числе и перед участниками русского Давоса.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»