Скучная однообразная жизнь, нехватка денег. Иногда выходом из замкнутого круга становится виртуальный путь. Слава и деньги — спутники блогеров.

Трэш-стримы — один из самых быстрых способов заработка, ведь цена на рекламу может доходить до миллиона. Чем больше подписчиков — тем дороже. В своих роликах и прямых трансляциях некоторые могут устраивать аварии, выгонять людей на мороз, избивать, всячески издеваться над людьми.

Телефон с хорошей камерой и интересная идея. В современных реалиях этого уже может быть достаточно для того, чтобы стать богатым и знаменитым. Когда блогинг в нашей стране только зарождался, контент был довольно пристойного содержания — социальные ролики, невинные розыгрыши, опросы. К сегодняшнему дню все сильно поменялось.

Тиктокер из Балашихи погиб, снимая очередное видео в TikTok. 23-летний Степан Морков взбирается на постамент из рулонов туалетной бумаги. Его друг на легковушке проезжает сквозь эту гору, Степан спокойно приземляется на землю, все ставят лайки. Так должно было быть, но все пошло не по сценарию. Парень зацепился за крышу машины, несколько раз перекрутился в воздухе и ударился головой об асфальт. От полученных травм он скончался на месте.  

А это один из самых печально известных стримов скандально известного блогера Стаса Решетняка. На старте, как бы ни старался, он был почти никому неизвестен, но как только начал снимать на камеру жесткое видео, сразу набрал бешеную популярность. В своих стримах он пил алкоголь, выполнял задания подписчиков за деньги и время от времени поднимал руку на девушек. Об этом тоже просили зрители и платили за зрелище. Последней жертвой стала Валентина Григорьева. Блогер избил ее и выгнал на мороз. Не исключено, что изначально это было задумано просто как часть шоу.

Зрители с неподдельным интересом наблюдали за развитием событий — что же будет дальше? А дальше — девушка замерзла и погибла. Стримера приговорили к шести годам колонии строгого режима.  

А это ДТП с пятью машинами в центре Москвы. Устроил аварию блогер Эдвард Бил. Одна из водителей, мать двоих маленьких детей Мария Артемова, оказалась в реанимации. Несколько дней она пробыла в коме, благодаря усилиям медиков спустя время пришла в сознание.

«Сейчас такой активный процесс лечения между операциями, конечно, испытываю только боль, тяжесть дискомфорт. Я очень надеюсь, что он раскаялся, а адреналин можно получать не только на дороге в общественных местах», — рассказала Мария Артемова.

Не исключено, что авария была запланирована. Сейчас на канале у Била больше четырех миллионов подписчиков. Зарабатывает пранкер на просмотрах и рекламе. На его YouTube-канале она стоит 900 тысяч рублей, в Instargam – от 350 до 800 тысяч.

В своих роликах блогер провоцирует, словесно и физически издевается. Жертвы всегда слабее его. Впрочем, иногда Бил раздает деньги и цветы прохожим, ветеранам. После ДТП Тверской суд Москвы не стал арестовывать блогера — ему запретили выходить из дома, пользоваться телефонной и интернет-связью, кроме случаев общения с адвокатами и следователем, а также управлять транспортным средством и участвовать в массовых мероприятиях.

За просмотры своих видео люди получают деньги и лайки — это обратная связь от зрителей, подтверждение того, что им нравятся контент. За миллион просмотров блогеру платят около ста тысяч рублей, самые большие доходы от рекламы — до полумиллиона рублей и выше. Героями эпатажных роликов часто становятся простые прохожие. Возможно, подставные.  

Большинство зрителей таких видео — подростки, которые нередко копируют поведение кумиров.  

Катрина Гайсина тоже снимает видеоролики и выкладывает их в соцсети. У нее несколько тысяч подписчиков, людям нравится контент. Девушка рассказывает о жизни и путешествиях, она уверена, что блогерам-провакаторам для удовлетворения никогда не будет достаточно ни денег, ни славы. Ведь на самом деле им нужно кое-что другое, считает девушка.  

«Люди, которые гонятся за популярностью, за знаменитостью, им просто очень не хватает любви, им хочется, чтобы на них обратили внимание — «посмотри, какой я есть». А люди, которые готовы получать это внимание любым образом, которые раздувают скандал из пустого места, выворачивают свою душу наизнанку, это люди, которым обостренно не хватает любви. Они готовы на все», — считает Катрин Гайсина.

Известные люди, на которых многие хотели быть похожими, были и раньше — поэты, космонавты. В 80-е и 90-е мальчишки массово записывались на восточные единоборства, насмотревшись боевиков. Они учили бороться за добро, справедливость, а не добиваться славы и денег любыми путями. Впрочем, сегодня специалисты по развитию социальных сетей уверены — многие люди уже устали от шокирующего контента.

Зрители все больше ценят в авторах видео естественность, простоту и открытость. Другое дело, если, блогер-провокатор вдруг захочет перейти в другой жанр, вряд ли его аудитория будет это смотреть — у него уже есть заработанная репутация.

«Чтобы понять ситуацию, надо отдавать себе отчет, что это как полноценная смена позиционирования. То есть это тоже самое, что ты был спортивным телеканалом, а завтра ты будешь показывать оперу. От тебя уйдет аудитория, которая смотрела спортивные трансляции и ты будешь набирать новую», — отметил соучредитель маркетингового SMM-агентства Максим Болонкин.

Американский писатель Тимоти Лири когда-то сказал: «Чем больше свобода, тем больше ответственность». Сегодня блогеры — это лидеры мнений. На них смотрят, ими восхищаются, хотят быть на них похожими. Они вольны в своем увлечении, законом которое практически не регулируется.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Вадим Федосеев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»