С мертвецом на переднем сиденье обвиняемые в убийстве поехали на окраину Петербурга. Дело об очень подлом преступлении будут рассматривать в Горсуде с участием присяжных.

Подсудимых двое. Оба — бывшие сотрудники ОМОНа. Жертва — пенсионер МВД, полковник, в прошлом воин-интернационалист, он прошел Афганистан и Приднестровье, не боялся смотреть опасности в лицо. Но она пришла сзади и от своих, которые просто не захотели вернуть долг. Подробно Анна Кострова.

Вечером 12 мая 2020 года пенсионер МВД Федор Кочигин вышел из своего дома на Ленинском проспекте. С собой взял только мобильный телефон  и травматический пистолет. Сел в темную иномарку, где его ждали двое. Нашли мужчину только два месяца спустя на полу в гараже на окраине Колпино.

К месту происшествия оперативников и следователей привел вот этот мужчина. Бывший сотрудник транспортного ОМОНа Даниил Бородулин. Он был в машине, в которую вечером 12 мая прошлого года садился Федор Кочигин.

За рулем иномарки, в которой увезли пенсионера, сидел Владимир Гридасов, на момент задержания — сотрудник миграционной службы, майор полиции. Поначалу он, как и бывший сослуживец по ОМОНу, проходил свидетелем.

«Они говорили, что высадили его на Балтийском бульваре из машины, и в какую сторону он направился, им неизвестно», — вспоминает старший следователь 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Санкт-Петербургу Егор Гавришев.

Еще до обнаружения тела пропавшего пенсионера МВД оперативники и следователи выяснили — мужчине не возвращали долг в размере больше миллиона рублей. А незадолго до исчезновения его избили у дома, когда он отправился на встречу с должником.

«Сам Кочигин, общаясь потом со своими близкими, говорил о том, что он связывает это нападение с Гридасовым. Говорил об этом еще при жизни, что Гридасов должен ему крупную сумму денег», — рассказывает Егор Гавришев.

В машине майора криминалисты нашли следы крови пропавшего пенсионера МВД, а в телефоне второго подозреваемого — изобличающую обоих переписку.

Тогда Бородулин решил, что молчать — себе дороже. О том, как вечером 12 мая приехал к Гридасову на Балтийский бульвар готовиться к преступлению, рассказывал в мельчайших деталях.

«Сказал, что у него проблемы, что ему нужна помощь моя и то, что вариантов особо нету. Я ему нужен», — рассказал обвиняемый Даниил Бородулин.

В квартире приятеля он переоделся, надел медицинскую маску и вышел на улицу по черной лестнице. Вдвоем поехали к дому Кочигина. Владимир по телефону сказал, что хочет вернуть долг. Когда кредитор сел в машину, ему заявили, что деньги привезут знакомые на проспект Героев. Там и произошло убийство.

«Владимир накинул на Федора Васильевича удавку, после чего потянул его резко назад и душил его вот таким способом. Федор Васильевич хватал меня за руку, я от него отмахивался», — вспоминает Бородулин.

«Кочигин достаточно физически крепкий человек, чтобы его задушить, накинув удавку сзади, так или иначе может потребоваться помощь человека, который будет удерживать его за руки, мешать ему вытащить тот же самый травматический пистолет. Иначе это просто невозможно сделать, я полагаю», —сказал Егор Гавришев.
  
Еще раз темная иномарка попала в объектив камеры видеонаблюдения, когда обвиняемые отправились в Колпино с телом убитого, которое находилось на переднем сидении. От вещей жертвы избавились по дороге. Майор хранил молчание несколько месяцев, потом заявил, что все было ровно наоборот — мол, это убитый должен был ему денег, а задушил его Даниил Бородулин. Потом обвиняемый в убийстве Гридасов на очной ставке рассказал такую версию.

«Конфликт разгорался, скажем так. Больше всего спорили Кочигин и Бородулин», — говорил Владимир Гридасов.

На проспекте Героев Гридасов якобы оставил пассажиров одних в машине — по нужде отошел. А когда вернулся, увидел страшную картину.

«У Бородулина глаза там как блюдца. На Федора я посмотрел — у того из носа кровь идет. Что, говорю, происходит? Тот говорит: «Все, Федор кончился», — утверждал Гридасов.  

На вопрос, почему не обратился в полицию, раз не убивал, каждый отвечал синхронно.
   
«Хотел все это прекратить, но сильно испугался и впал в ступор», — сказал Бородулин.

«Страшно стало. Пять минут буквально прошло — и такая ситуация», — ответил Гридасов.

Видеокамера в лифте зафиксировала, как после убийства Гридасов возвращается домой и находится якобы в состоянии шока и сильнейшего испуга.

«Бородулин на суде уже после того, как все следственные действия по уголовному делу были окончены, заявил что это только он совершил убийство, а Гридасов невиновен», — рассказал Егор Гавришев.

Причину смены показаний стоит искать в Уголовном кодексе. Когда двое участвуют в спланированном убийстве — это срок вплоть до пожизненного. А когда один и спонтанно — от 6 до 15 лет. Но следствие уверено: к бездушной кровавой расправе причастны оба.

«Они же завернули труп в полиэтиленовые пакеты, чтобы он не источал запаха. И когда я спросил Бородулина: «Так вот что вы сделали, для чего?» — он говорит: «Мы завернули Кочигина в лаваш, сделали из него шаверму». И оба начали смеяться. И в этот момент я понял, что это люди, которые никогда не исправятся. Они ни капли не сожалеют о совершенном. От таких людей кровь стынет в жилах, откровенно говоря», — отметил следователь.

Уголовное дело будет рассматриваться в Санкт-Петербургском городском суде. Обвиняемые пожелали, чтобы их судьбу определили присяжные.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Кострова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»