Минувшей ночью петербуржцам было не до сна. Учреждения культуры, библиотеки, выставочные и концертные залы открыли свои двери для посетителей.

В этом году «Ночь музеев» прошла в офлайн-формате, но приобрести билеты можно было только онлайн, сразу выбирая интересующие локации и время посещения.

Желающих попасть на лекции в Манеже Малого Эрмитажа столько, что в зале не хватает свободных мест. Если слушать спикера стоя, то можно и новую выставку посмотреть. На стендах три этапа жизни Охтинского мыса. 1300 год —  Крепость Ландскрона с железными наконечниками стрел и фрагментами деревянных бочек. Спустя три столетия — Ниеншанц и посуда, которую везли сюда из-за рубежа. И наконец, Петербург. За стеклом — старинные вазы, в которых выращивали саженцы для садов и парков города в XVIII веке.

«Сейчас идет активное обсуждение судьбы Охтинского мыса. Это многослойный памятник, на котором сохранились остатки разных эпох. Он очень важен для Петербурга, это место, где существовал жизнь до основания города Петром Первым», — рассказал младший научный сотрудник сектора архитектурной археологии Эрмитажа Василий Матвеев.

В «Ночь музеев» Эрмитаж встречал гостей сразу на нескольких площадках.  Провели экскурсии по залам античности и Древнего Египта. Гостей также ждал реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Новую выставку подготовили и в библиотеке экономической и правовой информации. Арина Громова и Алевтина Соснина пишут русский север. Девушки влюблены в него. Алевтина «Ночи музеев» предпочла очередной пленэр и уехала в Каргополь, доказывая, что классическое направление в живописи до сих пор актуально и популярно.

Обе художницы академисты, хотя по работам Арины этого можно и не заметить. Скорее, она ближе к символизму, на ее полотнах есть что-то в духе Врубеля. А текстура, не то чтобы напоминает, а как будто бы вся сама и есть природа Карелии. Мазки точно воспроизводят камень или кору дерева. 

В этом году главная тема «Ночи музеев» — звук. Кто разбирается в ней лучше Филармонии, решили петербуржцы и выстроились в огромную очередь на вход. В зале отметили 130-летие со дня рождения Михаила Булгакова. Под звуки скрипки и фортепьяно вспоминают роман «Мастер и Маргарита».

«Каждый из блоков имеет свое название. Чаще всего это прямая цитата из романа, либо какое-то естественное следствие», — отметил заместитель художественного руководителя Петербургской Филармонии Евгений Петровский.

Известная цитата из сеанса, который провели Бегемот, Коровьев и Воланд в театре Варьете, именует один из блоков программы. Всего их 12. Филармония в числе тех, кто встречал гостей всю ночь.

А вот в Летнем саду посетителей ждали до 11 вечера. Желающих пройтись по аллеям много. Здесь тоже особенная программа.Чтобы узнать тайны Летнего сада, надо отсканировать QR-код. В приложении —  маршрут для прогулки. 

Всего посетителей ждали более 80 музеев, галерей, библиотек, концертных залов. Конечно, с поправкой на коронавирус.

Подробности — в репортаже Натальи Медведевой.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»