В Петербурге похоже вновь пытаются реанимировать споры о моральном облике мастеров живописи и скульптуры. Неожиданно в центре эстетического неудовольствия оказался Государственный Эрмитаж. Главный музей страны получил вполне официальную жалобу на то, что отдельные произведения искусства могут оказать негативное влияние на подростков.

Претензии прежде всего к обнаженным скульптурам, которые по-мнению жалобщиков, излишне натуралистичны.

Изображение обнаженного тела — срамота или неотъемлемая часть культуры? Нагие греческие боги в Эрмитаже вызвали  негодование анонимной посетительницы. В самом музее это связывают с весной. Обращение женщина отправила в администрацию города, оттуда письмо перенаправили по адресу. Таков порядок.

«Когда-то я смеялся, когда нам говорили: «Соберите все ваши обнаженные скульптуры в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать». Вот уже есть официальная жалоба, которая  пришла из официальных органов, и мы на это отвечаем», — рассказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Новость, которую не опубликовал лишь ленивый, стала поводом для шуток и в соцсетях. Одни пользователи требуют обязать зоопарк показывать зверей в одежде, другие предлагают связать белье античным богам. Кстати, одевать скульптуры уже пробовали в мировом искусстве. Французский художник Лео Кайяр облачал героев греческих мифов в современную одежду.

Между тем, борьба с наготой в искусстве имеет длительную историю. Первым публичным в России изображением обнаженного женского тела считается статуя Венеры. Привез ее Петр Великий из Рима в Петербург. Общественность новую моду не оценила — Венере в Летнем саду пришлось выделять собственного часового. А вот в XIX веке античные скульптуры Диоскуров у главного входа в Манеж пришлось перенести. Настояло на этом духовенство, ссылаясь на близость к Исаакиевскому собору. 110 лет скульптуры находились у Конногвардейских казарм. Историческая справедливость восторжествовала в 1954 году. Диоскуров на родное место вернула советская власть.

Доктор искусствоведения Дмитрий Северюхин называет врагами искусства тех, кто считает изображение обнаженного тела чем-то постыдным. История помнит немало примеров, когда по вине ханжей пострадали мировые шедевры.

Вера Шургая-Верейская — внучка одного из самых известных советских художников  Георгия Верейского, искусствовед и автор цикла лекций «Нагота в искусстве» уверена, что обнаженный образ в музее — знакомство со взрослой жизнью через искусство.

«В Академии художеств есть музей слепков. Туда приводят детей, в том числе слепых. Они ручками щупают все формы, чтобы понять, что такое тело. Тут ничего опасного нет. Это только знакомство, ребенок же видит мамину грудь», — отметила Вера Шургая-Верейская.

В самом Эрмитаже произошедшее называют рядовой ситуации и отметили, что периодически работают с похожими обращениями.

«Музей — особая территория, в музее можно показывать то, что нельзя на улице. На улице нельзя ходить голым, ставить обнаженные скульптуры близко от школы, наверное, действительно не стоит. А в музее есть другие правила, эти правила определяются музеем. В музей можно не ходить, но заставлять музей что-то делать или не делать — нельзя, потому что права одного человека не должны ограничивать права другого. Музей имеет право показывать, а посетители — видеть самые разнообразные проявления культур», — сказал Михаил Пиотровский.

Репортаж подготовила Виктория Демина.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»