Год назад в России была объявлена всеобщая самоизоляция. Мир перестал быть прежним. Перед бизнесом резко и остро встали вопросы: где взять деньги сегодня, и что делать завтра?

При том, что просчитать это «завтра» абсолютно невозможно, а из реального только расходы: зарплаты сотрудников, налоги, кредиты, счета за аренду и коммуналку. Телеканал «Санкт-Петербург» узнал, что довелось пережить предпринимателям за этот год и чему он их научил. 

«Мой партнер изначально говорил, что на ближайший год вообще в ауте. Дай бог, выживем, зарабатывать начнем в 22-м году. Мы ринулись всем рынком в красный океан. Это одна из самых сложных историй была. По истечении года могу сказать, что наша стратегия удалась. Мы ничего не закрыли, весь персонал сохранили. Да, мы влезли в определенные долги как бизнес и как физические лица», — рассказал ресторатор Эльдар Кабиров. 

По его словам, история с пандемией научила тому, что бизнес нужно диверсифицировать. Это минимизирует риски при наступлении кризиса. 

По мнению владельца шоколадной фабрики Андрея Шаркова, если продукт не может продаваться, следует искать новый. В пандемию он вместо шоколада начал выпускать защитные маски. 

«Это было в той ситуации, наверное, одним из лучших решений. Рассыпался один из отделов продаж — это факт, потому что люди работали за процент от сделок по основному продукту, и когда продукт не продается, вполне естественно, что они начали искать другую работу. Этот год научил, что рассчитывать нужно только на себя, не ждать какой-то внешней помощи», — поделился воспоминаниями Андрей Шарков. 

Владелица сети парикмахерских Альбина Гимаева рассказала, что ей повезло с арендодателями. Они согласились пойти на уступки в вопросах оплаты. 

«Первые месяцы после пандемии до нового года мы работали, чтобы покрыть тот ущерб, который мы за 2,5 месяца понесли. Кризис нас научил тому, что все-таки, что бы в стране ни происходило, ты должен подстраиваться под ситуацию, и если ты хочешь выжить, ты должен это делать в любых условиях», — говорит Альбина Гимаева. 

А вот антикризисный управляющий Дмитрий Тимуршин вспоминает, скорее, о недополученной прибыли, чем об убытках. 

«Весь заработок и вся работа сконцентрировалась на осени и на зиме, и вот здесь получился очень большой физический перегруз у всех работников. Команду сохранил. Научился быстро реагировать на любые изменения. Если за неделю происходит изменение, мне нужно на следующей неделе все перекроить и измениться», — сказал Дмитрий Тимуршин. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»