Остановка — железнодорожная станция Лычково. В июле 1941 года этот небольшой поселок сейчас Новгородской, а тогда Ленинградской области, принял на себя испытание, от которого холодеет сердце даже сейчас.

Сотни детей, которых эшелонами вывозили из Ленинграда в тыл, погибли там во время фашистского авианалета. Они были легкой мишенью для врага  в страхе малыши разбегались по полю, а летчики прицельно расстреливали их на бреющем полете. Долгие годы об этой трагедии мало кто знал, возможно потому, что даже тот ужас мерк перед тем, что Ленинград пережил потом, когда замкнулось кольцо блокады. Но долгие десятилетия лычковские женщины тихо ухаживали за детской братской могилой. Сейчас там стоит памятник. Остались и те, кто помнит страшное 18 июля 1941 года.

Мысли о том, что война затянется надолго, никто и близко не хотел подпускать, поэтому гражданское население Ленинграда, детей в первую очередь, активно начали вывозить на юг Ленинградской области, чтобы в дальнейшем уже переправить в центральные районы страны.

Всего за неделю с 29 июня по 6 июля 1941 года в южные районы Ленинградской области вывезли более 160 тысяч детей. Их разместили в сельских школах и детсадах, но фашистское наступление оказалось настолько стремительным, что уже вскоре маленьких ленинградцев вновь пришлось распределять по вагонам.

«18 июля 1941 года, когда эшелон с детьми, состоящий из 12 вагонов, находился вот здесь и собирался отправляться, с северо-западного направления налетела группа самолетов и один из них сбросил бомбы на эшелон, стоящий с ленинградскими детьми», — рассказал директор центра изучения истории с. Лычково Новгородской области Евгений Дудник.

«Когда все выскочили, мы еще от страха какое-то время сидели в вагоне, одни, вдвоем. И потом, когда выскочили, я посмотрела налево и сразу отвернулась, потому что это было жутко. Что-то висело на проводах, какая-то одежда, какие-то тела, видимо. Мы повернули направо и побежали с Вероникой по рельсам к станции», — вспоминает Ирина Турикова.

«Там же разорванные тела, руки, ноги на проводах висели детские. Выскочили мы — все горит, все в дыму. побежали в разные стороны», — вспоминает Михаил Маслов.

«Поднялась паника. Ребята, когда их просили, чтоб они разбегались в стороны, ложились где-то в траву, в грядки, они сбились в кучу, стали плакать, кричать, ну а в это время фашистские самолеты пикировали и бросали бомбы на них. когда бомбы кончились — они расстреливали детей из пулеметов», — рассказывает Дмитрий Ермолов.

«Как налетели фашисты, как стали наш эшелон бомбить, мы стали разбегаться и нас летчики расстреливали прямо на бреющем. Они за нами гонялись, когда мы разбегались», — вспоминает Валентина Лазарева.

«Немцы видели, что здесь дети? Могли они видеть с этой высоты, на которой совершали авианалет? Они вели прицельный огонь по детям! То, что в начальной стадии они здесь видеть не могли. Что ты там сверху увидишь? Но когда начали бомбить, когда начали люди разбегаться, конечно детей видно. Когда самолет снижался — по показаниям очевидцев — после бомбежки он пролетел вперед в сторону Москвы, развернулся и летел сюда. На бреющем полете, на бреющем полете из пулемета расстреливал детей. Так что, конечно видел», — говорит Евгений Дудник.

По официальным данным, 18 июля 1941 года на станции Лычково жертвами фашистского авианалета стал 41 человек. 28 из них — дети. Их похоронили в братской могиле. Но некоторые очевидцы трагедии уверяют, что счет погибших шел на сотни .

Когда опасность миновала, выживших погрузили в вагоны и отправили в центральные регионы, подальше от опасности. Раненых увезли обратно в Ленинград.

«А на второй день стали разбирать остатки вагонов, трупы захоранивать. И вот под трупами нашли меня целую», — рассказал жительница блокадного Ленинграда Ирина Зимнева.

В реальность истории спасения Ирины Зимневой сложно поверить, но, чем больше деталей, тем меньше сомнений остается. Об имени своего спасителя и о том, что ангел-хранитель двухлетней девочки — это маленькая куколка,  женщина узнала случайно, спустя почти полвека, во время строительства бани.

«Один из плотников начал рассказывать, что во время войны разбомбили эшелон с ленинградскими детьми. Он начал рассказывать, что вытащил живую девчонку, у которой в руках была кукла. И вот тут я уже заинтересовалась, потому что меня же тоже, мама говорила, спасла кукла. Я говорю: «Вообще-то меня тоже спасла кукла». Он говорит: «Я хочу посмотреть, что за кукла. У моей куклы есть особая примета». Я говорю: «Какая?» Он говорит: «У нее была сломана ручка. Я перемотал ее черной изолентой». С тех пор я все лишнее срезала, оставила только нижний слой, который уже врос практически в эту ручку за эти годы», — рассказала Ирина Зимнева.

О том, что дочка выжила, узнали родители и забрали Ирину в Ленинград. а уже через несколько дней кольцо блокады сомкнулось.

Дети, которых хотели спасти от войны, стали ее первыми свидетелями. На Ленинград еще не упало ни одной бомбы, когда на линии фронта малыши уже убегали от пулеметных очередей. Живых свидетелей того ада на станции Лычково осталось всего около полутора десятков человек.

Репортаж подготовил обозреватель телеканала «Санкт-Петербург» Юрий Щербаков.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»