Единственное жилье может быть изъято за долги. Это решение Конституционного суда не оставляет злостного неплательщика на улице, но может стать основанием для переселения в квартиру скромнее в соответствии с нормами социального найма.

Это 33 квадратных метра, если человек живет один. К такому выводу суд пришел, рассматривая дело Ивана Ревкова, который 20 лет назад одолжил деньги знакомой. Она их не вернула, а вместо этого купила квартиру площадью 110 квадратных метров, после чего объявила себя банкротом. 

По логике законников, в случае, когда уровень апартаментов явно не соответствует статусу неплатежеспособного, его могут переселить, жилье — продать, а разницу стоимости направить на погашение долга. Это решение отменяет безусловное действие статьи 446 Гражданского кодекса, которая объявляла неприкасаемой единственную жилплощадь, и может коснуться большого числа россиян, проходящих процедуру банкротства. Только в первом квартале таких было 40,5 тысяч.

«Речь идет о тех гражданах, которые именно злоупотребляют правом, они либо берут потребительские кредиты и гасят ипотеку, туда прописывают детей и прочих членов семьи, и это жилье закрыто от реализации в рамках исполнительного производства. Вторая категория граждан – это те, которые в принципе имели задолженность и вместо того, чтобы гасить ее, приобрели себе единственное жилье, таким образом, сохранив данные денежные средства», — пояснила телеканалу «Санкт-Петербург» директор юридического бюро Юлия Комбарова. 

Как постановил Конституционный суд, новое жилье для должника должно располагаться в том же населенном пункте, что и изъятая недвижимость. За исключением случаев, когда банкрот согласен на переезд в другой город или регион.

Подробнее смотрите в программе «Бизнес-Петербург».

Фото пресс-служба ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»