Среди тех, кто внес неоценимый вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, были и сотрудники городского НИИ «Трансмаш».

Ребята управляли роботом, который разбирал завалы, а Виктор Антонов чинил этого робота, если тот ломался. По сути, только ученные «Трансмаша» и могли выполнять такие задачи. В Чернобыль отправили несколько бригад. Антонов был во второй. Поехал добровольно.

«Ну еще техник, я же не просто поехал с бухты-барахты, наша техника там была я участвовал в ее создании, участвовал в стендовых испытаниях», — рассказывает начальник лаборатории НТЦ-35 «ВНИИТрансмаш» Виктор Антонов.

Николай Оханов был в составе первой бригады. Он называет эту командировку военной, да и ехали как на войну — в вагоне теплушке, только вот страх, в отличие от фронтового, пришел уже по возвращении домой, тогда и началась настоящая битва. 

«Хочу сказать, что те на кого действительно повлияло, ушли от нас в первые пять лет», — говорит монтажник радиоэлектронной аппаратуры приборов «ВНИИТрансмаш» Николай Оханов.

Научно-исследовательский институт «Трансмаш» создавал шасси для космических аппаратов «Луноход». После аварии на ЧАЭС предприятию дали задание создать похожие машины для ликвидации последствий катастрофы. Ученые собрали два комплекса: «Клин-1» на базе танка Т-72 и СТР — 1. Машина, которая работала на крыше третьего энергоблока, убирала графит и радиоактивный рубероид. Аппарат управлялся так же как луноход, при помощи радиоканалов.  

Удивительно, но машины были созданы всего за сорок четыре дня. 5 июля их уже доставили в Чернобыль. Машины смогли сохранить здоровье как минимум тысяче людей.   

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»