Люди творческих профессий – дизайнеры, музыканты, режиссеры, архитекторы, в том числе и журналисты – создают продукты и услуги, общая стоимость которых достигает 6% мирового ВВП. Придуман отдельный термин – «креативная экономика». В нее входят и общественные пространства, которые сейчас очень активно развиваются в Петербурге.

Как и чем живет креативный бизнес, узнала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург».

Креативный кластер — это пространство, которое работает и монетизируется за счет привлечения предпринимателей из креативных индустрий: мастерских, кофеен, шоурумов и тому подобного. Здесь проходят концерты и выставки. Чаще всего располагаются такие кластеры в бывших промышленных или исторических зданиях. Сейчас в городе насчитывается более 60 таких площадок, занимающих более 250 тысяч «квадратов». Их называют еще общественными, или арт-пространствами.  Это место, где творческим людям хорошо. А еще — это бизнес, который устроен тоже весьма креативно.    

«У нас всегда вдумчивый подход к инвестициям. Это никогда не происходит так: вот какая классная идея, давайте ее сделаем. Понять, вот мы можем вложиться в выставочный комплекс, в набережную или озеленение, что это нам приносит? Стараемся все положить на деньги и увидеть окупаемость», — рассказал менеджер проектов «Севкабель порт» Андрей Молчанский. 

Творческие кластеры дают импульс для развития такого понятия как «креативная экономика». В ООН подсчитали — объем рынка креативной продукции за последние 15 лет вырос больше, чем в 2 раза, перевалив за $500 млрд. Доля творческих индустрий в экономике России — 4, 37%

То, что раньше воспринималось нами как удел небольшого количества творческих людей – хендмейд, создание видеоконтента, дизайн – сейчас все активнее конвертируют   творческую энергию в работающие бизнесы. Такие точки создают рабочие места, давая городу больше, чем просто преображение заброшенных зданий и депрессивных кварталов.

«Очень важно, что сегодня меняется отношение, и становится очевидным экономический потенциал креативных индустрий. В ближайшем будущем их доля оценивается от 6 до 10% ВВП — это очень много. Это особый механизм трансформации в сторону инноваций, в сторону инновационного творческого развития», — отмечает директор центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. 

Одна проблема — бизнесы, которые эти люди создают, часто неконкурентоспособны. И проигрывают более традиционным. Яркий пример — легендарное креативное пространство «Ткачи», которое после 8 лет существования выкупила крупная холдинговая компания и сделала там обычный бизнес-центр.

В этом году в нашем городе запускается сразу несколько крупных общественных креативных пространств. Учитывая накопленный опыт и перспективность формата, эксперты дают им хорошие шансы на успех.  В котором важным компонентом должно стать общее стремление сделать город лучше.  

«Нас объединяет именно подход к управлению нашими квадратными метрами, формированию имиджа, стиля, социальной функции и польза для города, для креативного бизнеса. Мы не хотим сетевых проектов, мы хотим быть уникальными во всем», — отмечает создатель пространства «Бергольд-центр» Роман Красильников. 

Подробнее в репортаже Анастасии Измайловой. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»