Сразу в космос. Мы устремляем туда только взгляды, а вот по-настоящему с Байконура на МКС 9 апреля отправился пилотируемый корабль «Юрий Гагарин». И через 60 лет знаменитое «Поехали» повторил в эфире командир экипажа космонавт Олег Новицкий.

12 апреля 1961 года. Точка отсчета. День, когда с обаятельной улыбкой Гагарин позвал человечество в Космос. Это была его личная победа, но еще и заслуга сотен людей, оставшихся на Земле. Тот полет готовили и в Ленинграде. А потом у нас были еще десятки научных достижений, открывающих другим безопасную дорогу к звездам.

И, если уж собирать космическую биографию Ленинграда-Петербурга, то вспомнить надо и наших земляков-космонатов Георгия Гречко, Сергея Крикалева, Андрея Борисенко, и Пулковскую обсерваторию, и альма-матер Академию Можайского.

И еще один адрес на севере Петербурга. Необычная высотка, она и с виду будто всегда на старте. Впрочем, то, что скрывают эти футуристические стены еще интереснее.

Архитектурная доминанта на углу Тихорецкого и Светлановского проспектов — одно из самых загадочных зданий в Северной столице. Из-за отсутствия информации в открытых источниках оно было долго овеяно множеством слухов. До самых 90-х петербуржцы судачили, что это пусковая шахта внутри которой ракета, нацеленная на потенциальных врагов. На самом деле, строение, похожее на готический собор, будь-то нацеленное в самое сердце Космоса — ни что иное, как «дом кактуса».

Никакой ботаники, сплошная кибернетика. Речь о системе мягкой посадки спускаемых аппаратов космических кораблей, которая была разработана в 60-х в Ленинграде и получила оригинальное кодовое обозначение.

«Почему «Кактус?» Ну, это вопрос к нашим заказчикам. Они большие юмористы, и придумать лучшее название для системы мягкой посадки они конечно не сумели», — рассказал к.т.н., ученый секретарь ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики Борис Спасский.

«Петербургский тюльпан», так еще называют это сооружение, ни что иное как испытательный стенд, который строили специально для «Кактуса». Но к тому моменту, когда оно было достроено, сам «Кактус» уже сдали заказчику, успешно испытали и внедрили.

Задачей «Кактуса» было включение двигателей мягкой посадки. По сути это управляемый взрыв, который не дает капсуле с космонавтами на большой скорости врезаться в землю. Спускаемый аппарат, даже на парашюте, площадь купола которого более 1000 квадратных метров несется к Земле на сумасшедшей скорости — 14 метров в секунду. Ленинградским ученым была поставлена задача — придумать автоматику, которая даст команду на старт посадочным двигателям за доли секунды до столкновения с поверхностью на высоте всего пол метра. И с этой задачей конструкторы справились в космические сроки.

Даже для страны, которая отправила в космос первого человека это был мощный технологический прорыв. Более того, система надолго опередила свое время. Принципы, которые были взяты в основу работы прибора жизнеспособны по сей день.

«Больше 50 лет, начиная с 30 октября 1968 года, когда успешно приземлился Георгий Тимофеевич Береговой, с тех пор и до сегодняшнего дня, все наши обитаемые космические аппараты мягко приземляются благодаря системе «Кактус», — отметил к.т.н., ученый секретарь ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики Борис Спасский.

Справедливости ради надо сказать, что Центральный НИИ Робототехники и технической кибернетики — это не коллектив «одной победы». Они разрабатывали спецтехнику для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, испытывали малые летательные аппараты, но никогда не оставляли космическую тему. Их косморобот обещает открыть новые возможности для работы в открытом космосе. Его создали для поддержки внекорабельной деятельности космонавтов и выполнения технологических операций на внешней поверхности космических аппаратов. 

В 2018 году закончен этап разработки конструкторской документации, создан опытный образец, а затем боевой экземпляр. Причем в процессе удалось достигнуть стопроцентной локализации, к чему в стране в последние годы относятся очень трепетно.

«Функционально прототип ничем не отличается от боевого робота. Принципиально только тем, что тот сделан на импортной компонентной базе, а этот целиком на отечественной», — подчеркнул к.т.н., заместитель главного конструктора по робототехнике и роботостроению Игорь Даляев.

Причем создатели машины подчеркивают: робот не конкурент, а помощник человека. 

Подробности — в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева.

Фото: ГК Роскосмос
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»