В четверг в Челябинске похоронили Тимура Файзутдинова – защитника молодежной команды петербургского «Динамо». Он получил травму прямо во время матча. Врачи боролись за жизнь хоккеиста три дня. Тимуру было 19 лет.

Эта смерть в очередной раз заставила всех, кто знает, что такое спорт высоких достижений, говорить о безопасности спортсменов. И даже если гибель Файзутдинова – это трагическое стечение обстоятельств, вряд ли можно списывать на «судьбу» все случаи, когда профессионалы умирали на тренировках или прямо во время соревнований. 

Так существует ли «защита» в большом спорте? И какова цена риска? Разбирался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин.

Это был даже не щелчок – просто вброс в зону, которых в каждой игре десяток. Необычной была реакция игрока. Он не скинул краги чтобы закрыть место удара, так обычно делают в первые секунды. Тимур Файзутдинов схватился двумя руками за голову. Попытался уехать в сторону скамейки, но не смог. Упал.  

«По моему мнению, шайба попала в ту зону, куда попадает раз в тысячелетие. Были рефлексы синуса на сердце, и это повлекло нарушение сердечной деятельности. В целом удар в сонную артерию, в проекцию сонной артерии, может привести к катастрофе, что и произошло», – говорит спортивный врач Вячеслав Зуев.

Многие говорили про экипировку, защита ушей, которую хоккеисты вытаскивают по собственному желанию. Это действительно так, единого регламента амуниции нет, точнее есть, но, так скажем, с лазейками. Кирилл Сафронов, у которого за спиной несколько сезонов и в северной Америке, вспоминает, упор всегда делался на облегчение формы

«Я уши вынимал, ну не нравилось мне, как они выглядят. И есть еще такое выражение: каждый грамм – на поле килограмм. И это несложно сделать. Просто здесь один винтик выкручиваешь, и они вытаскиваются», – рассказывает победитель чемпионата мира среди хоккеистов до 20 лет Кирилл Сафронов.

Можно только рассуждать, спасла бы защита ушей, или что-то еще. Сердце хоккеиста остановилось через три дня, ему было 19 лет. Он мечтал о победах и кубках, но все рухнуло за мгновение, и вот перед матчами болельщики возлагают цветы к мемориалу памяти. И подавляют в себе слезы, глядя на окрашенные в черное фрагменты игры защитника, а партнеры посвящают шайбы.

Хоккеистов травмами ведь не напугать, в 60-х играли без шлемов все, потом облачились лишь вратари, а в НХЛ до сих пор показателем особой мужественности считается игра без визора – защитного стекла на шлеме. 

1989 год, голкипер Макларчук получает коньком в шею, критический порез, разорвана вена, к счастью, врачом команды «Баффало» оказался бывший фронтовой медик, он руками пережал рану и спас голкиперу жизнь. После того эпизода многие задумались о защите шеи для вратаря. А в XXI веке беда случилась в России.

В 2008 году случилась трагедия с Алексеем Черепановым. Игроку стало плохо во время матча «Витязя» с «Авангардом», он потерял сознание – остановилось сердце. Сегодня это кажется невозможным, но до конца игры оставалось три минуты, и дежурившая скорая помощь уехала по своим делам, по вызову, и у той бригады, что приехала на место, оказался разряженный дефибриллятор. Вот после того момента выводы были сделаны масштабные.

Систему работы медиков на игре полностью изменили, подтверждая выражение: все инструкции безопасности написаны кровью.

«С точки зрения наличия скорой помощи, их количества, квалификации персонала, класса машин их оборудования – это все сейчас исполняется. А что изменить после этих трагических событий я не представляю», – отметил спортивный врач Вячеслав Зуев.

И все-таки есть предложения максимально жесткие. Сделать защиту головы хоккеистов полной, то есть играть в шлеме с защитной сеткой, так сейчас играют только юноши до 18 лет. А главное – следить за вольностями хоккеистов в амуниции.  

На этой неделе все узнали историю с новогодними желаниями динамовцев. Пока большинство загадывало машины и телефоны, Тимур Файзутдинов, оказывается, написал на листочке: «Кубок Харламова». 

После трагедии болельщики просили не говорить о капитане в прошедшем времени, а значит, цель молодежки на следующий сезон уже известна. Как и практически очевидно, что никто и никогда в «Динамо» больше не сыграет под номером 77.

Фото: МХК «Динамо Санкт-Петербург» / «ВКонтакте»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»