Переехать из коммуналки было самой большой мечтой. Помогла ипотека. Но теперь петербурженка будет ее платить за чужие квадратные метры. Пятнадцать лет. Ведь квартира оказалась проданной по фальшивому свидетельству о смерти. Героем этой запутанной истории может стать любой.

Петербурженка Надежда Максимова вместе с сыном долго ютилась в коммуналке. Мечтала о квартире. Обратилась в агентство недвижимости. Там ей подобрали выгодный вариант — однокомнатную квартиру рядом с метро за 2,5 миллиона рублей. Банк одобрил ипотеку. Летом 2017 года женщина переехала в собственное жилье. Но радость была недолгой. Однажды в дверь позвонили полицейские.

«Нам сообщают: оперуполномоченный Григорьев, квартира перепродана несколько раз, вы попали в нехорошую ситуацию, что будто бы мы незаконно приобрели эту квартиру, что я вообще аферистка», — рассказывает Надежда.

Вместе с полицией пришла Анна Варавва. Представилась владелицей квартиры, которую обманом лишили жилья. Она подала иск о выселении Надежды Максимовой.

Сама Анна рассказывает грустную историю: переехала жить к молодому человеку, дома не показывалась полгода, а когда приехала за квитанциями, оказалось, что в ее квартире живут другие люди. А в паспортном столе ее и вовсе огорошили: женщина, да вы же умерли!

«В паспортном столе мне показали свидетельство о смерти. Ну какая реакция может быть, когда  свидетельство о смерти показывают? Это ужасно. Я сразу в полицию», — утверждает Анна.

«Мошенники пошли по схеме поддельных нотариальных документов. Использовались нотариальный договор купли-продажи, которого не было на самом деле в реестре нотариуса. И использовалась нотариальная доверенность для регистрационных действий. И третьим исполнителем — алкоголиком по фамилии Паченков, который исполнял все это. Сами мошенники — кто они, где они — следствие не установило», — заявил адвокат Анны Владимир Малашин.

Паченков в полиции заявил, что его просто попросили сдать в МФЦ пакет документов, а потом — съездить к нотариусу. За вознаграждение, разумеется. Это — цитата из протокола допроса Владимира Паченкова:

«Хочу сообщить, что никогда не знал и не встречал Анну Варавва. Никогда не покупал ни у нее, ни у других лиц квартиру на улице Софьи Ковалевской и никому ее не продавал. Соответственно, никаких денег от продажи не получал и никогда в данной квартире не был».

Однако по документам Паченков продал квартиру Игорю Баярунасу, владельцу агентства недвижимости, у которого Надежда Максимова и приобрела квартиру. Из открытых источников известно, что агентство Баярунаса скупает неликвидное жилье, приводит его в порядок и перепродает. Но, что странно, Максимовой он продал квартиру за ту же сумму, которую якобы заплатил Паченкову.

Анна Варавва подала иск в суд. Все сделки купли-продажи признали недействительными. Жилье постановили вернуть истице. Теперь Надежда Максимова рискует остаться не только без жилплощади, но и с огромными долгами.

«Тупик. Дело в том, что, как мне мой продавец говорит, что у него нет денег, и что ему нечем будет платить, если, не дай боже, отбирают у меня мою квартиру. То все равно, получается, я должна буду платить. Потому что ипотека взята на 15 лет. Я каждый месяц плачу 30 тысяч», — рассказала Надежда.

То, что в квартире прописан несовершеннолетний сын Надежды, семью от выселения не спасет.

«К сожалению, признают утратившими право. А все потому, что ответственность за ребенка несет родитель. И если права у родителя нет, то у ребенка — производное от родителя — также нет», — заявила руководитель адвокатской коллегии Татьяна Иванцова.

Схема увода квартиры, как установил суд, оказалась банальна. Переполненный почтовый ящик Анны Варавва приметили «черные риэлторы». Выправили липовое свидетельство купли-продажи. Оформили квартиру на бездомного Владимира Паченкова. Чтобы выписать Анну из квартиры, изготовили фальшивое свидетельство о ее смерти. После этого Паченков якобы продал однушку Баярунасу. А тот — Максимовой. Все это — за три месяца.

В подобных ситуациях эксперты советуют обращаться к профессиональным агентам по недвижимости, которые тщательно проверят «чистоту» квартиры. Также рекомендуют найти титульное страхование.

Титульное страхование — это страхование имущества на случай, если после покупки кто-то заявит на него права. Например, наследник или первоначальный собственник. Впрочем, даже такая мера не станет стопроцентной гарантией. Эксперты призывают тщательно изучать документы прежде, чем заключить сделку. Чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказалась Надежда Максимова.

На прошлой неделе женщина проиграла и кассационный суд, практически потеряв шансы сохранить квартиру. Впрочем, вернуть деньги она еще может.

«Нам необходимо обратиться с исковым заявлением к Баярунасу — продавцу Максимовой — о взыскании денежных средств, которые она уплатила по договору купли-продажи. Если он не сможет исполнить это решение в течение шести месяцев с момента поступления исполнительного листа в органы службы судебных приставов, тогда уже мы будем обращаться непосредственно к казне РФ для возмещения кадастровой стоимости. К государству, то есть», —  заявил адвокат Надежды Максимовой Константин Марков.

Вот только кадастровая стоимость подобной квартиры на вторичном рынке — чуть больше полутора миллионов рублей. Так что, даже если Надежда Максимова получит компенсацию от государства, это не покроет всех ее расходов.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»