Шелковые узоры, покорившие мировые столицы. Впервые Российский этнографический музей экспонирует кайтагскую вышивку Дагестана XVIII века.

Древняя и сложная техника исполнения — «гладь вприкреп» — делает эти экспонаты без преувеличения уникальными. А причудливый узор создает выразительную композицию.

Народное искусство привлекало интерес ученых. Первое научное описание этой вышивке дал русский этнограф Евгений Шиллинг в середине XX века.

«Он описал их как подушки, которые выставлялись в парадном интерьере, где принимали гостей. Чтобы сразу был виден орнамент этой части. Уже позже, в 90-е годы Роберт Чонсенер и Хабиб Исмаилов установили, что их использовали и в ритуалах», — сообщила сотрудница отдела Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея Петербурга Евгения Гуляева.

Ученые считают, что детали рисунка имеют особое значение и скорее являются магическими знаками и символами. Правда точный их смысл теряется в глубине веков и остается загадкой. Выставке предшествовала большая реставрационная работа. Ведь за давностью лет многие детали изделий были утрачены.

«Наши сотрудники используют самые бережные технологии, разбираются в материалах, подыскивают аутентичные материалы, но никогда не заменяют реставрацией собственный подлинник», — подчеркнула заведующая отделом этнографии Кавказа, Средней Азии, Казахстана Российского этнографического музея Петербурга Лариса Попова.

В современном Дагестане возрождают несправедливо забытое ремесло. Секреты мастерства кайтагского шитья передают по наследству и особо гордятся тем, что многие полотна их предков составляют коллекции мировых музеев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»