К 100-летию Кронштадтского мятежа на острове Котлин развернули сразу несколько музейных экспозиций, которые рассказывают об одной из самых кровавых страниц истории прошлого века.

Восстание экипажей кораблей Балтийского флота, которые выступили против большевистского правительства, было жестоко подавлено бойцами Красной армии. По некоторым данным, с обеих сторон погибло более 10 тысяч человек. Огромное количество участников мятежа и членов их семей в последствии было расстреляно и отправлено в лагеря. 

Музейный проект «Кронштадтский лед» увидел корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.

С форта «Риф» начался знаменитый исход мятежников. Восемь тысяч человек встали на лед и направились в сторону Финляндии. Была уже оттепель. Они шли по тонкому льду. Но все-таки дошли благополучно. Правда, в Финляндии их приняли не очень дружелюбно. Не оказали социальной поддержки, не дали работу. Разместили в специальных лагерях.

Имена каждого восставшего сегодня запечатлены на экспозиции «Кронштадтский лед», названной по строчке Эдуарда Багрицкого из поэмы «Смерть пионерки». Выставка уникальная еще и тем, что она первая в истории форта «Риф». Еще недавно здесь находилась военная часть, а теперь – музейное пространство. 

Выставка в этом пространстве будет работать целый год и дополняться экспонатами. А вот героями второй выставки стали не только мятежники, но и те, кто подавлял мятеж. 

Большевики перебросили в Кронштадт части со всей страны. Использовали тяжелую артиллерию и авиацию. В свой первый бой пошли курсанты военных училищ. Кто не участвовал в подавлении, так это моряки Петрограда. Возможно, они даже не слышали, что в соседнем городе происходит такое.

На экспозиции представлены и схемы уличных боев и то, что до этих боев довело. Вот матросы готовят бревна, чтобы топить ими, внимание, линкоры. Угля тогда просто не было, еды, конечно же, тоже. Особо раздражала восставших продразверстка. Жить в условиях военного коммунизма они больше не могли.

Несмотря на четверых детей, Анатолия Ламанова расстреляли. Хотя он не принимал в мятеже прямого участия, но был редактором газеты восставших и занимался пропагандой. После его смерти брат, кстати, большевик, записал в дневнике: «Сгубили Анатолия честолюбие и упрямство. И сколько ему говорила сестра матери, чтобы работал он, как ученный, и не совался бы в политику».

Кронштадтский мятеж в этом году будут вспомнить особенно. Организуют и научные конференции, круглые столы. В течении семидесяти лет советской власти кронштадтских мятежников называли предателями Родины.

«Пропаганда говорила, что красные были героями. А мятежники были белогвардейцами. А можно наоборот сказать, что мятежники были жертвами и заложниками ситуации», – рассказала Ольга Дробницкая, куратор выставки. 

«Мы оценок не даем, мы за историческую правду. Главное, что надо уже установить памятник», – отметил глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк.

Памятник появится рядом с Морским Никольским собором на Якорной площади уже в мае этого года.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»