Силы международного научного сообщества сейчас направлены на изучение происхождения коронавируса нового типа. Работа проводится под эгидой Всемирной организации здравоохранения. Уже завершилась первая экспедиция в Китай.

17 эпидемиологов из разных стран и еще 17 китайских специалистов в течение месяца в буквальном смысле прошли по маршруту, который проложил вирус SARS-CoV-2 в Ухане, городе, с которого в мире началась пандемия. Умелые сценаристы вполне могли бы положить эту экспедицию в основу детективной истории, но в реальности столь захватывающего сюжета не получилось.

И все-таки, на сколько близко ученые подошли к ответам на вопросы о том, кто заразил человечество, какие факты удалось собрать, а что пока остается гипотезами? Об этом мы поговорили с экспертом Всемирной организации здравоохранения, заместителем директора по научной работе НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Владимиром Дедковым. Петербургский специалист представлял Россию в экспертной комиссии ВОЗ.  

Владимир Дедков без колебаний разочаровывает тех, кто ждал сенсаций по итогам работы экспертной комиссии ВОЗ в Ухане. Он объясняет, что в Китай поехали не детективы, а ученые. Они бы и рады показать пальцем на того, кто запустил в человеческую популяцию коронавируса, но наука тоже верит только фактам, а их пока недостаточно, чтобы назвать виновного.    

«Это же понятно, что очень наивная точка зрения, когда ожидают, что через год придут на рынок какие-то там эксперты, хоть полный набор лауреатов Нобелевской премии, но там-то уже ничего нет! Вряд ли же там где-то за углом лежит какая-то условная мышь летучая или кто, я не знаю, с надписью «Это я» китайскими иероглифами», — говорит Владимир Дедков.

По словам ученого, никто никогда вируса COVID-19 в летучей мыши не находил. В организмах этих животных были найдены близкородственные вирусы, очень похожие на SARS-CoV-2 генетически, а это является основанием для предположения, что и новый коронавирус тоже развился среди рукокрылых.

«Из того, что для меня лично важно, мы понимаем сейчас прекрасно, что эпидемия не началась на рынке Хуанань. Это было просто место, где произошло массовое инфицирование и одновременно возникло много случаев. Мы не знаем, когда был пациент номер ноль. Мы знаем только пациента, у которого впервые выявлено это было. Поэтому мы достаточно аккуратно свои гипотезы преподносим, потому что мы не знаем, от какого это животного. Но это мог быть человек, который приехал из другого региона уже инфицированный, он мог там иметь, например, какую-то стертую клиническую картину, ходить по городу и заражать людей, сам того не ведая. Откуда он взял — это вообще вопрос. Вот в этом сложность. Поэтому нужно проводить большую работу, чтобы попытаться что-то понять более детально», — рассказал ученый.

Владимир Дедков отмечает — разговоры о том, что появился более опасный штамм COVID-19, являются спекулятивными, ведь экспериментально пока никто не доказал, что британская разновидность коронавируса является более зловредной.

«По моим сугубо индивидуальным соображениям, я думаю, этот год мы проживем еще в таком режиме, ну, может быть с меньшей интенсивностью все это будет происходить, но вряд ли до конца года следует ожидать, что это все закончится. Пока все не получат иммунитет тем или иным способом, переболев или вакцинировавшись, так вот и будет это продолжаться», — завершил свой рассказ Владимир Дедков. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»