В Петербурге эксперимент по регистрации самозанятых запустили год назад. За это время самозанятые пополнили городской бюджет на 165 млн рублей. Как микропредприниматели выходят из тени? И заметили ли у эксперимента негативные стороны? Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Тарасов выяснил.

Без малого 73 тысяч самозанятых появились в Петербурге за первый год эксперимента. Налоговики сдержаны в оценках. Но факт — это больше, чем в Подмосковье и Татарстане. Там эксперимент начался в 2019-м. И нигде количество самозанятых не превысило семи десятков тысяч. В Петербурге большинство самозанятых — арендодатели. 

Марина Спиридонова,начальник отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов управления ФНС по Санкт-Петербургу:
«Здесь тоже есть ограничения по режиму: могут регистрироваться только те граждане, которые сдают жилые помещения. Те, кто имеет в собственности нежилые помещения, платить налог как самозанятые не могут. И, конечно, репетиторство, доставка еды, которая была, наверное, актуальна в 2020-м году».

Одна из причин выйти из тени — низкие налоги. Юрист Татьяна сдает квартиру. 15 тысяч зарабатывает, 450 рублей отдает в бюджет. Спит спокойно. Отмечает и другое преимущество: простота уплаты налогов. Все делается два клика в приложении «Мой налог». Оно автоматически рассчитывает размер отчислений. 

Татьяна Миняева,самозанятая:
«Сейчас не нужно делать ничего, кроме того, что скачать приложение «Мой нало»г и ежемесячно либо по факту оказания услуг, отгрузок просто заходить в приложение, нажимать пару кнопок — все».

Технологичность и простота подкупает молодежь. 16 тысячам зарегистрированным в России самозанятым еще не исполнилось 18. Налоговую дисциплину прививают со школьной скамьи. 

Десятиклассник Витя тоже попал в статистику. Правда, пока не заработал ни рубля. Оформление было частью олимпиадного задания. 

Виктор Миняев,школьник:
«Необходимо было зарегистрироваться самозанятым. Эту инициативу перехватил я, потому что я был главой группы. Самозанятость по моему мнению — это именно успешное налогообложение. Для такого малого бизнеса она идеально подходит».

Особенно для ориентированного на работу с юрлицами. Им нужна отчетность, а фрилансерам — низкие налоги. 6% вместо 13% для самозанятых — отличный вариант. Причем, некоторые онлайн-сервисы заметили: компании сами охотно выплачивают налоги за самозанятых, с которыми сотрудничают. 

Исполнители без зарегистрированного статуса с началом эксперимента опасались блокировки на досках объявлений. Сервисы такую практику отрицают. 

Ольга Чернявская,руководитель PR-службы онлайн-сервиса услуг Youdo.com:
«На самом деле, все же сейчас большинство исполнителей на нашем сервисе не зарегистрированы официально, они не имеют статуса. Мы их не блокируем, но сейчас, как мы видим, растет число тех, кто официально регистрирует статус — ежемесячно мы фиксируем прирост порядка 20%».

За год только у одной площадки число исполнителей выросло в 3,5 раза. Эксперты уверены: с одной стороны на популярность официального статуса повлиял налоговый вычет — 10 000 рублей для каждого зарегистрированного — весной его увеличили еще на 12 с небольшим тысяч; с другой — на росте сказался кризис. 

Василий Колташов,руководитель центра политэкономических исследований:
«Большое количество наемных работников были вынуждены переходить в формат самозанятых. Это касается людей, которые занимались доставкой, хотя они никакие не самозанятые, по большому счету, они работают в качестве наемных работников».

Закон запрещает компаниям увольнять работников и тут же нанимать как самозанятых. Такое сотрудничество возможно только через два года после расставания. Компании редко, но нарушают эту норму, признаются в налоговой. Чаще стали принимать на работу новых сотрудников сразу в статусе самозанятого. 

Многие не против — подоходный налог ведь меньше. Однако такой работник не имеет никаких социальных гарантий. Отпуск, больничный, декрет самозанятому, в отличие от штатного сотрудника, не оплачивается. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»