По экспертным оценкам, за год мошенники, которые звонят по телефону и представляются сотрудниками банков, а также киберворы заработали более 260 миллиардов рублей. Эти деньги отдали доверчивые россияне в страхе, что их сбережения будут украдены.

Иногда люди отдают сбережения сами, думая, что делают оплату на настоящих сайтах. Схемам обмана уже много лет. Но они по-прежнему стабильно приносят доход интернет-проходимцам всех мастей. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Игорь Иванов поговорил с петербургским специалистом по кибербезопасности.

— Игорь Сергеевич, по оценкам ряда СМИ, прибыль онлайн и телефонных мошенников достигнет порядка 150 миллиардов рублей. Насколько верны эти цифры?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:

«Если брать именно телефонное мошенничество, то за 2020 год число таких случаев, инцидентов увеличилось вдвое.

В течение 2020 года примерно граждан, бизнеса и государственных органов от такого рода преступлений достигли потери 260 с лишним миллиардов рублей. 

— Телефонные мошенники используют, как правило, методы социальной инженерии. То есть втираются в доверие и заставляют назвать коды или даже просят самих жертв прийти к банкомату и перечислить деньги на другие счета. Насколько сложно расследовать такие преступления?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«Процент раскрытия мошенничества составляет на текущий момент не более 9 процентов от общего их числа. Это очень мало. В России недостает ежегодно до 20 тысяч специалистов по информационной безопасности. В стране у нас учится на текущий момент не более четырех с половиной тысяч, и далеко не все они идут работать по профессии».

— Возможно ли составить некий усредненный портрет киберпреступника?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«В интернет-преступность вошли молодые люди. Все более молодеет она. Сегодняшний интернет-преступник начинает свою деятельность уже в 13 лет».

— Многие жертвы убеждены, что если получают звонок, и отображается реальный, действительный номер банка, который они знают, то это действительно звонил оператор банка. Мошенники научились подменять номера?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«Меняют номера мошенники достаточно давно. Это делается при помощи SIP-телефонии, по большей части, расположенной за пределами Российской Федерации, и позволяющей игнорировать требования российского законодательства о подмене номеров».

— В соседней Украине в прошлом году была пресечена деятельность нескольких мошеннических колл-центров. Их жертвами становились россияне. Получается, псевдооператор банка может звонить из условной Винницы?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«По нашей информации где-то 40 процентов таких колл-центров расположены в Российской Федерации, остальные все больше и больше переезжают на территорию Украины и иных сопредельных русскоязычных государств».

— И все-таки появляется периодически информация о задержании в Петербурге телефонных мошенников, которые обманывали граждан. Как правило, это мелкие исполнители или крупные игроки этого рынка.

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«Как правило, попадаются люди неопытные, которые не используют средства анонимизации, не зачищают те следы, которые зачищают телефон, их интернет трафик».

— Мошенники, вводя жертву в заблуждение, порой через личный кабинет оформляют кредиты и тут же крадут деньги. Может быть, стоит ввести лимит на сумму кредитов, оформляемых в онлайн-банкинге?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«Это пока не понимается администрацией кредитных учреждений и вызывает определенные вопросы и сложности в формировании такого рода инициатив. Я даже видел один раз женщину, которая работала уборщицей, но при этом являлась явно миллионером, поскольку исполнительных производств в отношении нее было открыто на 200 миллионов рублей».

— Ассоциация банков России выступила в ноябре с предложением создать некую систему с тем, чтобы обмен информацией между банками при перечислении денег происходил в течение нескольких минут. И тогда можно будет пресечь сомнительные операции. На ваш взгляд, насколько это реально сегодня?

Игорь Бедеров,специалист по кибербезопасности:
«Насколько я помню, там вопрос шел не о нескольких минутах, а в течение хотя бы 24 часов. В лучшем случае, самом оптимистичном, называлось три часа. Для Европы это, конечно, дно. Это нужно делать в течение минут. Это сразу нужно делать».

Подписывайтесь на нас:

Фото: pexels.com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»