На фронте он маскировал самолеты на аэродромах, а в свободное время делал жизненные зарисовки простым карандашом. В музее авангарда открылась выставка работ художника Павла Кондратьева — ученика Малевича и Матюшина. Еще одна выставка в музее представляет книжную и промышленную графику 1930–1970-х годов. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов обо всем по порядку.

— Пейзаж, который расплавляется в пространстве. Нет ни начала, ни конца. Перспектива отсутствует. Но в то же время мы чувствуем перспективу.

До войны авангардист Павел Кондратьев — живописец. Но здесь в музее исключительно графика, вся датирована 1945 годом. На передовой художник оказался еще в 1941-м. Коробка с красками была слишком тяжелой, писал он в письмах, чтобы взять с собой. В распоряжении оказались карандаши и акварель. Но на творчество времени не было. Кондратьев служил в 8-й авиабригаде военно-воздушных сил краснознаменного Балтийского флота маскировщиком.

ВЕРА ЛОВЯГИНА,хранитель фонда советской и современной живописи и графики государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Ему очень помогли уроки, которые были даны Малевичем. Он был удивительным человеком, потому что он прошел школы Малевича, Филонова и Матюшина. Он восторгался руинами. Многие художники, глядя на то, что сделано с природой, приходили в полный восторг, потому что это был сюрр».

Кажется сюрром вообще представлять художника-созидателя в условиях разрушительной войны. Рисовал Павел Кондратьев в редкие моменты и на дежурствах. Монохромные образы возникали на блокнотных листах и бланках полевой почты. Мрачная графика для него не типична, если учесть, что в соседнем зале выставлены работы художника как иллюстратора детских книг.

В этой экспозиции почти сотня работ. Книжная иллюстрация, карнавальные маски или промышленная графика — дело рук 10 авангардистов.

— Васнецов обучался в академии художеств, где он посещал мастерскую Михаила Матюшина, создателя собственного направления в русском авангарде. Потом обучался у Каземира Малевича, осваивал кубизм и супрематизм.

Рисунки Юрия Васнецова знакомы, пожалуй, многим советским школьникам. Произведения «Три медведя», «Теремок», «Тараканище» украшали его работы.

Тут же в пространстве музея и рисунки Павла Кондратьева. Для изображения быта северян в учебнике по русскому языку он был командирован на Крайний Север на несколько месяцев. Иллюстрации для авангардистов стали своего рода спасением. Ведь после постановления 1932 года политбюро ЦК авангардисты оказались совсем не в авангарде политического строя.

ЮЛИЯ ГОРСКАЯ,куратор выставки:
«Того же Васнецова если брать — он сначала с интересом работал над детской книгой. Но к концу жизни ему это надоело. И главным для него была живопись, которую на выставках он не показывал. Боялся обвинений в формализме».

И в этих самых иллюстрациях они умудрялись отображать черты течения, приверженцами которого себя считали. В Петербурге сейчас одно из самых больших собраний иллюстраторов по призванию или стечению обстоятельств. Выставка будет работать в музее петербургского авангарда до 27 мая.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»