Колпинский районный суд Петербурга запретил к распространению аниме, включая «Инуяшики» и «Тетрадь смерти», как вредные для психического здоровья, нравственного и духовного развития. С иском о блокировке 49 ссылок, где они размещены, выступила петербургская прокуратура. Также, согласно материалам дела, прокатные удостоверения аниме уже истекли.

На японские сериалы обратили внимание после того, как несколько подростков попытались совершить суицид. В том, что данные произведения опасны, судья смог убедиться лично. Он посмотрел особенно жестокие фрагменты из аниме. 
Психологи задаются вопросом: а разве проблема только в содержании этих мультиков? С подробностями – корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев. 

Аниме уже не первый раз обвиняют в излишнем культе жестокости и асоциального поведения, но, пожалуй, впервые конкретное произведение увязано с конкретными последствиями его просмотра. Ребенок увидел, как его мультипликационный герой прыгает с крыши и не просто остается жив, а становится супергероем. Раз он смог, то и я смогу.

– Несколько школьников совершили суицидальные действия, причем, на одежде школьников были обнаружены предметы одежды, указанные в исследуемых нами анимационных фильмах.

Герои анимэ, попавших под судебную машину, конечно, не паиньки. Они были, кроме прочего, замечены в кровожадности, неадекватности, разнузданности и даже инцесте. В картине, например, брат может иметь сексуальные отношения с сестрой или неким бесполым киборгом. Нить сюжета не центральная, но все же.

Справедливости ради надо сказать, что решение выносилось не по принципу «я посмотрел — мне не понравилось». С большим докладом по поводу увиденного выступили независимые судебные эксперты. Их выводы однозначны:

ВАСИЛИЙ БЕЛОВ,доктор медицинских, доктор психологических наук, профессор:
«Ребенок, просмотрев это видео, может, начиная подражать, совершить суицид. В другом случае, он формирует у себя ценностные установки, настроенные на агрессивное поведение к окружающим, и в том числе к самому себе».

Это мнение и легло в основу окончательного решения Колпинского районного суда, которое активно обсуждает общественность, расколовшись на два лагеря. 

ВАДИМ,протоиерей:
«Конечно, мы должны к этому очень внимательно относиться. Например, в том же Китае, большинство японских мультфильмов запрещены. И то, что мы стали на это тоже обращать внимание, это прекрасно».
КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссер анимационных фильмов:
«Приведу простенький пример: ребенок 3-5 лет дотягивается до спичек и сжигает дом. Кого будем судить? Кого будем запрещать? По логике принятого решения запрещать надо спички».

«Мир сошел с ума» – это мягкий пересказ комментариев по поводу запрета анимэ от режиссера популярных анимационных картин про приключения русских богатырей Константина Бронзита. Для того, чтобы судить искусство, надо разбираться в искусстве, а не только в психологии и психиатрии.

КОНСТАНТИН БРОНЗИТ,сценарист, режиссер анимационных фильмов:
«Давайте дадим этому же эксперту ряд картин эпохи Возрождения. Я представляю, что он скажет. Тот же триптих Босха. Нельзя с такой позиции подходить к искусству».
ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ, корреспондент:
«Сталкиваться с цензурой в том или ином виде людям искусства приходится регулярно, оправдываться за содержание контента или соответствие требованиям морали, и по большому счету вопросы могут возникнуть к любой картине, было бы желание начать эти вопросы задавать».

Вот, к примеру, любимый многими поколениями персонаж «Ну, погоди!». В 14-й серии популярной ленты «Союзмультфильма» он приходит в гости к своему визави с букетом цветов и бутылкой алкоголя. При желании можно было бы задать вопрос: а не слишком ли юн объект его воздыханий для такого рода свиданий. И, во-вторых, он же вроде как мальчик? Или гендерная принадлежность не ярко выражена? Тогда это вообще крайне возмутительно.

Может это и перегиб, но в мировой истории нет ни одного примера, когда запрет чего либо в искусстве и творчестве снимал спрос на запрещенный контент.

Детский психолог Оксана Защиринская считает, что аниме – не причина, а следствие. Проще говоря, лишь спусковой крючок проблемы, которая сформировалась не в результате просмотра мультфильма, а намного раньше. 

ОКСАНА ЗАЩИРИНСКАЯ,доктор психологических наук:
«Если так сложилось, что ребенок вдруг задумался о смерти, то корень проблемы лежит глубоко в детстве, и аниме – это просто часть того контента, который он привлечет для сопереживания каких-то эпизодов значимых для него в жизни».

Другими словами, ребенок ищет у героя мультфильма сопереживания, которого не нашел у близких людей, потому что близкие люди заняты, отмахиваются от проблемы маленького, но все же человека.

Педагог и популярный блогер Дима Зицер буквально кричит об этой проблеме: не делайте ошибки. Не пропустите момент. Но воспитывайте не запретами, а внимательным и уважительным отношением к процессу воспитания. Если аниме так популярно, то почему бы не использовать этот инструмент для построения диалога с поколением Z.

ДИМА ЗИЦЕР, доктор педагогических наук:
«Мы не можем сделать так, чтобы не было. Это взрослые игры. Когда мы делаем вид сами для себя — мы запретили, мы молодцы. Слушайте, ну это позорище. Мы сами себя выставляем на посмешище этих же детей. Сегодня любая информация находится на расстоянии вытянутой руки. Надо ли работать с этим? О да».

Но пока список запрещенного к просмотру на территории страны растет. 17 февраля суд продолжит рассмотрение вопроса по существу. К этому заседанию профессор Белов уже составил профессиональное мнение не только по поводу творчества японских аниматоров. 

Есть претензии и к российским музыкантам. В частности, к рэперу Моргенштерну, которого эксперт намерен привлечь к ответу за пропаганду людоедства.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»