В театре имени Комиссаржевской взялись за пистолеты. Премьера — «Дуэль» по одноименной повести Чехова, поединок всех со всеми и, одновременно, каждого с самим собой. О противостоянии на сцене расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Атлыгишиев, он побывал на репетиции.

Это бесконечная дуэль всех со всеми. Идеологическая, любовная, внутрисемейная. Именно так характеризует спектакль автор постановки, главный режиссер театра Леонид Алимов, взявший курс на русскую классику.

Герои Чехова отдыхают на море, ловят рыбу, ездят на пикники, изучают метеорологию. Но настойчиво ищут свою правду. Даже не понимая, что главное спасение — это вера в возможность чуда.

— Сначала на Кавказе я надену вицмундир, буду служить. Потом на просторе возьмем клок земли, будем трудиться в поте лица.

Два главных героя оказываются по разные стороны баррикад. С одной стороны, влюбленный в замужнюю женщину Лаевский — сбежавший с любимой от слухов, от общества из Петербурга на Кавказ. Но городок оказался скучным, люди неинтересными. Вскоре надоедает и возлюбленная.

— Прожил с ней больше двух лет и потом, как это случается, разлюбил и стал чувствовать, что она для тебя чужая.

ВЛАДИМИР КРЫЛОВ,актер Государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской
«Это молодой человек, и это важно, это человек, который еще хочет жить, который мечтает».

С другой — ученый-зоолог Фон Корен, прибывший изучать фауну Черного моря. Но постановка не сколько о взаимоотношениях социопата с нарциссом, сколько о зарождении новых общественных идеологий.

— Если бы этот милый мужчина тонул, я бы еще его палкой подтолкнул, тони братец, тони.

ЛЕОНИД АЛИМОВ,главный режиссер государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской:
«Чехов как великий камертон, великий улавливатель всех этих новых веяний, он понял, что начинается война идеологий. И вот дуэль фон Корена и Лаевского. И даже название дуэль — это не то, что сюжетообразующее. Это точное отражение смыслов, которые происходят внутри».

Что происходит внутри у каждого, не знает никто из героев, объединенных лишь временем и пространством. Все они вне дома и в состоянии конфликта.

МАРГАРИТА БЫЧКОВА,заслуженная артистка России:
«Моя Марья Константиновна, она христоматийная. Это женщина на излете своих лет, у которой как бы жизнь уже проходит женская, семейная, но она пытается все время ухватить ее за хвост. Рядом с ней всегда есть героиня, к которой существует некая зависть к ее молодости, к ее перспективе жизни, к ее фигуре».

Мы делали историю о дьяконе, признается автор постановки. О священнике с говорящей фамилией Победов, отправленном на Кавказ по службе, меньше всего можно подумать, что именно он главный герой повествования. Он — примиритель, он — слово веры, он — мысли и дела самого Чехова, уверен автор идеи и постановщик.

В этом нескончаемом поединке всех со всеми и каждого с собой не сразу открываются глубинные смыслы. Любовная ли это история, или про мужскую дружбу, которая не сложилась, решать зрителю.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»