Жительница Блокадного Ленинграда Клара Софьина рассказала в эфире телеканала «Санкт-Петербург» о жизни в осажденном городе.

Клара Софьина застали войну в возрасте 11 лет, ее матери было 33 года, а брату три. Самые тяжелые месяцы блокады пришлись на октябрь, когда стало понятно, что продуктов нет. Поскольку мать Клары была больным человеком и из дома она не выходила, все походы за едой были на ней. В магазин за хлебом приходилось стоять на морозе в очереди каждый день по два часа, вспоминает Софьина. 

По словам блокадницы, первый год был самым холодным на ее памяти. Холода начались очень рано, из-за чего город опустел, на улицах совсем не было видно людей.

В то время Клара часто ходила мимо Смоленского кладбища. Тогда ее особенно поразило, что люди на санках и в простынях везли покойников — своих близких — с безразличным видом. А все потому, что они были настолько измождены, что не оставалось сил на эмоции. 

В квартире весь день Клара и ее семья просто лежали. Брат порой кричал, что хочет есть, а она плакала. Ее мать дожила до 1979 года, и за все время они ни разу не вспомнили блокаду.

Блокада дала ощущение, что все житейские проблемы — мелочь по сравнению с пережитым, отмечает Софьина. Никакие блага на протяжении всей жизни ее никогда не волновали, лишь жизнь близких.

Подробнее смотрите в программе «Утро в Петербурге»

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»