Российский атомный ледокол «Севморпуть», который держал курс на Антарктиду, продолжает дрейфовать у берегов Нигерии из-за поломки лопасти, в следствие чего произошла разбалансировка винта. Единственный в мире атомный лихтеровоз должен был доставить модули комплекса для обновления российской научной станции «Восток».

По данным «Атомфлота», судно не потеряло своих мореходных качеств, и ядерная установка ледокола функционирует нормально, но тем не менее ледоколу потребуется ремонт в доке. Как ЧП повлияет на планы исследователей, расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Из открытых интернет-источников видно, что происходит с лихтеровозом в режиме реального времени. Судно со скоростью пешехода вальсирует у побережья Луанды. Судовладельцы уже заявили ряду изданий, что у атомохода повреждена винторулевая система. При отсутствии прочей информации можно только гадать, как надолго «Севморпуть» сошел с дистанции. 

АНДРЕЙ ШПИГЕЛЬ,генеральный директор компании «Балтспецфлот»:
«Насколько я понимаю, все зависит от наличия запчастей. Если запчасти есть, то в полторы недели можно уложиться. Поставить в док — это один день работы, снять с дока — еще день, ну подготовительные работы — день-два на кильблоки, три дня на постановку, один день на спуск. Четыре дня!»

Вся беда в том, что до дока нужно еще как-то дойти, а при условии, что на судне ядерная энергетическая установка, не всякий порт решиться принять объект повышенной радиационной опасности. В любом случае, об Антарктиде можно забыть как минимум на один сезон. Попасть на самый южный континент, как и покинуть его, можно всего два месяца в году. Любое отклонение от графика — и пролетаешь мимо погодного коридора. 

АЛЕКСЕЙ ТУРКЕЕВ,ведущий инженер лаборатории изменений климата и окружающей среды ААНИИ: 
«У нас навигация в Антарктиде имеет чётко сезонный характер. И если в настоящих условиях любая поломка — ну, заехал, отремонтировался, сдвинул сроки на месяц, то в нашем случае любое отставание от графика с задержкой более чем на 2-3 недели приводит к тому, что мы вынуждены сдвинуть наши планы на год».

В институте Арктики и Антарктики, альма-матер всех выдающихся полярных открытий, досаду мужественно скрывают за фразой «это люди железные, а техника может себе позволить и сломаться». На самом деле, повод для грусти весомый: откладывается новоселье, которого полярники ждут с нетерпением. На борту лихтеровоза суперсовременная исследовательская станция, собранная в Гатчине. Полторы тысячи квадратных метров полезной площади, защищенной от воздействия экстремально низких температур: лаборатории, комфортабельные жилые отсеки, модули очистки и электрогенерации. По сравнению с тем, в каких условиях приходится работать сейчас — небо и земля. 

АЛЕКСЕЙ ТУРКЕЕВ,ведущий инженер лаборатории изменений климата и окружающей среды ААНИИ:
«У нас есть возможность внутрь станции заглянуть. Станция у нас выполнена из модулей. Это формат морского контейнера 20-ти и 40-ка футов, чтобы станцию можно штабелировать, легко перевозить судами».

Российская Антарктида — это крайне негостеприимная земля. В самый жаркий летний денёк там минус 20. Всё остальное время 70-80 градусов ниже нуля. Добавьте запредельно низкое атмосферное давление и картина сложится. При этом круглый год на станции находятся люди. Ученые ищут ответы на вопросы о будущем планеты, десятилетиями, шаг за шагом буквально вгрызаясь в толщу льда. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«В процессе бурения на станции «Восток» ученые извлекают с глубины почти четырех километров образцы льда, возраст которого определяется в 1 млн лет. Только вдумайтесь в эту цифру! Один миллион лет! Ледяные столбы — керны — выглядят вот так». 

Ледяные столбы, по сути, это жесткий диск. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Представьте себе, что я держу в руках флешку, которой 1 млн лет, флешку, на которой записана очень важная информация о климатических изменениях на молодой планете Земля». 

Знать? что было, нужно для чтобы предсказать, как будет. Но пока получается, что для ученых картина эпохи раннего палеолита менее туманна, чем перспектива ближайшего сезона исследований. Будущее станции «Восток» прошлое уже не определяет. Остается надеяться, что новоселье у полярников не отменяется, а переносится. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»