Антиковидные ограничения снизили заболеваемость другими инфекциями. Об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова. По словам главного санитарного врача страны, маски и социальная дистанция сократили число больных корью, дифтерией, и сезонными простудами. А привычка мыть и дезинфицировать руки снизила активность кишечных инфекций.

В декабре ровно год, как мир впервые услышал слово коронавирус. И тогда, конечно, никто не мог предположить, что инфекция, которая зародилась в Китае, распространится на весь мир, И буквально поставит на паузу нашу привычную жизнь. Каким непривычным было использование масок и перчаток, и насколько сейчас это кажется жизненно необходимым. 

За год у большинства людей во всем мире полярно изменилось отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.

Как коронавирус шагал по планете? Хронология коронавируса — в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева.   

Эти кадры в декабре 2019 года облетели все мировые СМИ. Китайская провинция Ухань охвачена паникой. Люди штурмуют больницы и буквально метут с прилавков магазинов все подряд. На выездах из города кордоны из полиции и солдат разворачивают всех, кто пытается покинуть охваченную ужасом территорию. Но сам ужас было не удержать. Он стремительно облетел всю планету тогда еще малопонятным кличем SARS-CoV-2. Мы стали его ждать. И он пришел.

Зима. Вначале мы, конечно, верили в крепость границ и заслонов. Даже, когда ВОЗ объявила вспышку коронавируса «чрезвычайной ситуацией мирового значения». Уже в январе поводом для этого послужили многочисленные случаи заражения за пределами Китая. Тех, кто возвращается на родину с признаками ОРВИ принудительно госпитализируют. Им предписывается 14-дневный карантин.

Первым официально зарегистрированным пациентом с подтвержденным коронавирусом в Петербурге стал итальянец Рикардо Пизатти. Иностранный студент университета им. Мечникова прилетел 29 февраля и почти сразу пожаловался на недомогание. ПЦР-тест оказался положительным. Это стало основанием для закрытия на карантин сразу целого общежития вуза вместе со всеми его обитателями, а это 700 студентов и аспирантов. Их переводят на дистанционное обучение. Все остальные учащиеся прелести такого формата в полной мере ощутят весной. И она не заставила себя ждать.

Весна. Первые дни марта общая мелодика настроения еще полна оптимизма, но отдельных несознательных уже потихоньку лихорадит. Лихорадку, кстати называют одним из главных симптомов коронавируса. Тут в точку. Однако, лихорадило горожан в основном по поводу отсутствия в магазинах гречи и туалетной бумаги. Удивительным образом именно эти две товарные единицы пали первыми жертвами еще не начавшейся эпидемии.

С прилавков сносили не только гречу. Стали постепенно исчезать все продукты длительного хранения. А заодно имбирь, который некто провозгласил чудодейственной панацеей от болезни.  

Верящие в лучшее начали планомерно готовиться к худшему на тот момент итальянскому сценарию и единственному эффективному, опять же на тот момент способу противостоять распространению инфекции — самоизоляции. Она прописана всем, кто возвращается из-за границы. Роспотребнадзор заговорил о разобщенности, как о благе: в эти трудные времена нам лучше держаться подальше друга.

НАТАЛЬЯ БАШКЕТОВА,главный государственный санитарный врач по Санкт-Петербургу:
«Если будет разобщение, не будет много контактов, тогда возможно удержаться в той ситуации, в которой город находится сейчас».

13 марта губернатор Александр Беглов объявил в Петербурге режим повышенной готовности. Вводится запрет на все массовые мероприятия, где ожидается больше одной тысячи человек. Их отменяют или переносят на более поздние даты. Часы обратного отсчета до старта Чемпионата Европы по футболу перевели сразу на один год.

Спустя всего пять дней ограничения ужесточаются: закрывается большинство городских кафе, музеев, театров и концертных площадок, где одновременно могут собраться более 50 человек. Тем, кто критикует излишне жесткие меры властей, губернатор Александр Беглов очень эмоционально рекомендует заняться делом, а не демагогией.

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ губернатор Санкт-Петербурга:
«Не от хорошей жизни. Проблема такая. И в первую очередь зависит от нашей самодисциплины. Дорогие вы мои, помогайте удержать людей дома. Я понимаю. Что тошно, устали все».

18 марта полностью прекращено авиасообщение с остальным миром. Россиян всеми способами призывают оставаться дома.25 марта об этом же говорит Владимир Путин в своем первом телеобращении к жителям страны. Позже нерабочие дни будут дважды продлены и закончатся только в середине мая.

Улицы Петербурга опустели. Приметы этого времени — ноль баллов на сервисе «Яндекс.Пробки», запах хлора из-за тотальной дезинфекции и объявления через громкоговорители, которые призывают немногочисленных прохожих вернуться домой.

Разрешены короткие прогулки с домашними животными, посещение магазинов и аптек рядом с домом. Самый ходовой товар – медицинские маски и респираторы. Их пошивом занимаются уже не только профильные предприятия. Средства защиты мастерят и сами горожане, вспоминая школьные уроки НВП и ОБЖ.

В парках ежедневно дежурят наряды полиции. На нарушителей составляются административные протоколы. Суды выписывают реальные штрафы, с экранов предупреждают о цене беспечности.

АНДРЕЙ САРАНА,первый заместитель председателя комитета здравоохранения Санкт-Петербурга:
«Мы не в Италии. Если вы видели фотографии, люди в Италии лежат на улице под открытым небом, на песке стоят кровати. Но у них тепло, у нас так не получится. Поэтому, если вы не хотите лежать на «Газпром Арене» внутри на стадионе, чтобы вам там оказывали помощь, ну лучше посидеть дома».

Между тем, пока у взрослых каникулы, дети продолжают учиться. Без отрыва от дома. Петербург одним из первых субъектов России запускает специальную онлайн-платформу, на которой почти сразу регистрируются 400 тысяч школьников. Есть две проблемы. Первая — не у всех детей есть дома компьютеры, но ее довольно быстро помогают решить меценаты. Вторая — не у всех родителей есть желание возлагать на себя часть учительских функций. В итоге, четвертая четверть становится серьезным испытанием на прочность для всех участников процесса, который закончился в положенный срок — летом.

Лето. Начало летних каникул и закрытые границы с внешним миром манят горожан на Черноморские курорты. Решение отправиться к морю подогревает робкий оптимизм — с момента начала пандемии, количество выздоровевших за сутки уже превышает количество новых случаев заражения. Те, кто остается в городе может рассчитывать на хлеб и зрелища по прежнему исключительно онлайн.

На дорогах бесчисленная армия велосипедистов в ядовито зеленых и желтых куртках везут заказы изголодавшимся по фастфуду. Оцифрованное искусство петербургских творческих площадок набирает миллионы лайков. Главный музей страны говорит — мы потеряли 80% посетителей половину бюджета, но набрали в интернете с момента вынужденных ограничений 70 миллионов просмотров.  

Всегда оффлайн только медики. С первых дней пандемии люди в белых халатах стали главными героями и главной надеждой в битве за жизни и здоровье петербуржцев, собственным здоровьем и собственной жизнью часто оплачивая победы в этой битве. Стихийный мемориал на Малой Садовой улице с фотографиями не вернувшихся с этой войны до самой осени прирастал новыми лицами.

Осенью стало совершенно ясно, что вторая волна будет. Учебный год у школьников начался очно, и медики уже готовились к микст-инфекции. Это если бы коронавирус распространялся еще и на фоне бурного всплеска привычного в это время сезонного гриппа. Забегая чуть вперед скажем, коронованная особа на трон никого не пустила. Никакого гриппа — только коронавирус. Зато какой.

Осень. С середины осени заболеваемость стала расти такими темпами, что уже к декабрю власти заявили, в специализированных стационарах осталось не более 3% свободных коек для больных коронавирусом. Легкие формы лечат на дому. Для средних и тяжелых экстренно вводят в эксплуатацию новые корпуса «Ленэкспо». Помогают федеральные клиники, в Петербург снова пришла зима.

Каждый день регистрируется около 3700 заболевших. Когда коронавирус отметил годовщину со дня рождения, прирост замер на этой отметке.
К этому времени первая зарегистрированная российская вакцина «Спутник V» уже прошла испытания на добровольцах и передана в промышленное производство.

С новой вакциной связывают новые большие надежды. Она должна заметно ускорить процесс выработки популяционного иммунитета. Первыми прививки получают медики. В их числе и главный врач боткинской больницы Денис Гусев. Предполагается, что в наступающем году его примеру последуют порядка 300 тысяч петербуржцев.  

ДЕНИС ГУСЕВ,главный врач клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина:
«Проблема коронавирусной инфекции еще и в том, что она сопровождается страхами. Люди просто боятся, особенно когда заболевают. И мы видим серьезные психические реакции именно ситуационно-обусловленные на то, что заразился коронавирусом, знаем, что это смертельное заболевание. Поэтому вакцинация она крайне важна. Не надо бояться побочных реакций. Вот у меня были минимальные проявления лихорадочные, в течение суток все восстановилось и в положенные сроки выработался титр антител».

На главный вопрос — сколько все будет продолжаться сегодня не ответит никто. Общество оптимистов поделилось на два лагеря: первые верят в победу науки, вторые — в естественный ход истории.

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ, корреспондент:
«Венецианец Антонио Вивальди писал «Времена года», как часть большого опуса под название «Спор гармонии и изобретения». На излете 2020 года сплошной символизм. Мы по особому вслушиваемся в его символы, пытаемся распознать знаки и искренне верим, что тот, кто все это начал не затянет с крещендо, взмахнет в последний раз палочкой и мы разразимся бурными продолжительными аплодисментами».

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»