В пятницу в Петербурге огласят приговор историку Олегу Соколову, который в ноябре прошлого года убил юную аспирантку Анастасию Ещенко и выбросил части ее тела в Мойку.

Знатока наполеоновской эпохи прокуратура просит лишить свободы на 15 лет и отправить не на Эльбу, а в отечественную колонию строгого режима. Хронология прогремевшего на всю страну убийства, хладнокровного и заранее спланированного — в сюжете корреспондентов телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева и Анны Костровой.

Ответ на вопрос, какой же срок получит доцент-расчленитель Олег Соколов, прозвучит в суде уже пятницу. Версию обвиняемого и его адвокатов о внезапном помешательстве и спонтанном убийстве юной аспирантки Анастасии Ещенко пожилым любовником государственные обвинители в прениях сторон разбили в пух и прах.

АСЯ ЛОКОТКОВА, начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга:
«Соколов готовился и планировал хладнокровно убийство Анастасии Ещенко».

Картина прогремевшего на всю страну преступления восстановлена буквально по минутам. День 7 ноября прошлого года Анастасия Ещенко проводит в Москве. Работает в архиве. Вечером возвращается в Петербург, в квартиру Соколова.

Уже за полночь между ними происходит скандал, детали которого дошли до ушей соседки через деревянную перегородку, разделяющую квартиры. Скандал начался после того, как Анастасия рассказала, что собирается пойти на день рождения к однокурснику.

МАРИНА СУВОРОВА, старший помощник прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:
«Девушка просила ее не трогать. При этом, были слышны удары о пол и стену. Ссора продолжалась около 40 минут».

В начале второго часа ночи 8 ноября Ещенко в истерике выбегает из квартиры на улицу. Соколов снимает не просто ссору. Даже после того, как девушка выбивает из его рук смартфон, он поднимает его, выходит на лестницу и фиксирует на видеокамеру весь ее путь до выхода из парадной.

Через 40 минут Анастасия возвращается. В 1:49 девушка разговаривает по телефону с братом, уже спокойным голосом. Рассказывает, что вернулась в квартиру, что с Соколовым они помирились.

В это время Олег Соколов уже смотрит в интернете карты. Продумывает, как избавиться от тела.

АСЯ ЛОКОТКОВА, начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга:
«За 15 минут до убийства он просматривает подробно карты Санкт-Петербурга именно приближенные к улице и его дому. В момент выбрасывания частей тела он опять-таки заходит в эту программу».

Утром, находясь в одной квартире с остывающим телом, историк дважды звонит на мобильный Анастасии Ещенко. И сам же нажимает на кнопку «ответ». Чтобы потом сказать, что Анастасия была жива. И они созванивались. Ну а потом при помощи пилы-ножовки по дереву, двух ножей и топора подсудимый совершил то, о чем предпочел не рассказывать в суде. 

Если бы не нелепое падение в холодную ноябрьскую воду Мойки при выбрасывании рюкзака с грубо отпиленными девичьими руками, может быть и числилась бы Ещенко в списке безвестно пропавших. До тех пор, пока не нашлись бы останки.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«Полностью признаю себя виновным и раскаиваюсь в содеянном».

В долгом судебном процессе Олег Соколов неоднократно заявлял, что признает вину. Но слово «убийство» ни разу не прозвучало из его уст.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«Настя, вернувшись, обрушилась с бешеной агрессией. Настя погибла. А моя жизнь полностью погублена. Больше нет той жизни. Нет той жизни научной, нет жизни общественной, нет той жизни с тысячами людей, которые меня любили».

Затянувшееся почти на полчаса последнее слово Соколов посвятил своему недругу Понасенкову, которого призывал считать главным виновником всех бед. И своей жертве, которая якобы встала на сторону его врагов. А еще изменила. Слов прокурора о том, что данных о связи Ещенко на стороне нет, Соколов не хочет слышать.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«Настя в момент моего 10-дневного отъезда с детьми на море решила наказать меня за выдуманные большей частью поступки. Она вступила в интимную связь со зрелым мужчиной, но не просто мужчиной, а опытным преступником-рецидивистом, находившемся в розыске Следственного комитета России и Интерпола».

Ни имен, ни фамилий. Все ссылки на опытных сокамерников, которые раскрыли глаза.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«Если бы Анастасия 8 ноября утром сказала, вы знаете, я вас любила, сейчас я вас больше не люблю У меня бы наверное слезы бы текли бы. И все! Для меня была бы трагедия страшная, а она бы ушла к тому, к кому хотела».

Она и сказала. И до утра не дожила.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«Сразу после гибели Анастасии я хотел умереть, но уйти из жизни достойно, попрощавшись с детьми, родителями, друзьями».

До прощания не дошло. После убийства у Соколова масса других неотложных дел. 8 ноября в 8:55 утра он звонит в «Петербурггаз» и жалуется на неработающую газовую колонку.

Позже звонит в посольство Франции и интересуется судьбой своего письма, которое он направил в адрес посла. Ну а вечером принимает гостей.

МАРИНА СУВОРОВА,старший помощник прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:
«Около двух часов они просидели совместно в гостиной, беседовали на исторические темы, распивали принесенный коньяк, готовили на кухне, в другие жилые комнаты не заходили».

Гособвинение категорично: несмотря на слова о признании вины и раскаянии, Соколов признал вину частично. Его явку с повинной тоже не учитывают. Словно в подтверждение этому даже в финале своей речи, обращаясь к родителям убитой девушки, доцент-расчленитель призывает их винить не его.

ОЛЕГ СОКОЛОВ,подсудимый:
«И если, обращаясь к родителям я хотел бы сказать, я наказан, моя жизнь уничтожена, все, я остался практически до конца жизни зэком, мне не выдержать, не прожить столько в тюрьме, сколько мне здесь просят наказание. Так вот пусть хотя бы ваш справедливый гнев обратится на нелюдя, который два года готовил нашу погибель».

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»