Каким отходам суждено оказаться на свалке, а каким переродиться: стать, например, футболкой или сумкой? В Петербурге готовится к открытию музей про мусор. От идеи до воплощения, практически все в экспозиции — бывшее в употреблении.

Но использованное — не значит бесполезное. Экспозиция рассказывает, как правильно обращаться с отходами и в каком случае они могут принести пользу и доход.

Музей сейчас на финальной стадии оборудования. Почти все экспонаты уже заняли места в экспозиции. В том, что отходы — это не мусор, убедился корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов. Он одним из первых посетил музей.

— Это пена, вспененный полиуретановый, и мы вот эти отходы решили не утилизировать — сделали из них такие классные камни.

В музее про мусор, кажется, все из него же и сделано. Отходы, конечно, не возносят до статуса экспоната, но для наглядности тут немало единиц хранения. 

О производном человеческой жизни рассказывают с начала. С самого начала жизни на земле. Первобытные выкапывали ямы, туда и бросали. Осознанность пришла позже, и тут в пространстве галереи — словно временной скачок.

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент:
«После эпохи зарождения мусора попадаешь в советскую квартиру, и образцовая она не только потому что часть экспозиции, но и потому что тогда знали, как нужно обращаться с отходами: бутылки сдавали, бумагу перерабатывали. Вот и агитация того времени. Но после распада Советского Союза спустя тридцать лет эти полезные привычки ушли из нашего быта».

Советскому человеку рассказывать про оборотную тару не приходится. Многие помнят, как ходили за молоком или кефиром с пустой бутылкой или бидоном в сетке. От такого разумного потребления в мусорное ведро отправлялась лишь фольга — крышка. Ну, а соревнования за собранную макулатуру легко отзовется подзабытым пионерским азартом у многих ленинградцев. Но время уже не то.

ГАЛИНА БОЧИНА,куратор Музея про мусор:
«Мы хотели бы сказать, что мусор действительно вызывает много, скажем так, негативных моментов, в том числе крысы, запах».

Запаха тут, конечно, не будет, клетка с крысами, домашними пока на стадии обсуждения. Но вот мусорное пухто в маршруте посетителей появится. Так оно выглядит наполненное и изнутри. Разумеется, его воссоздавали не из выброшенного в мусорку. 

Раздельный сбор, о котором так много говорят, все никак не может стать той самой полезной привычкой. И преимущественно сортировкой занимаются на мусороперерабатывающих предприятиях. Вот так. 

ГАЛИНА БОЧИНА,куратор Музея про мусор:
«Привозится бигбэг, в нем общий мусор, он выбрасывается сюда. И здесь стоят люди, которые сортируют мусор вручную».

Для наглядности в музей привезли целую конвейерную ленту длиной девять метров, весом аж полторы тонны. Это стадия обращения с отходами — важная, промежуточная.

В реальности, а не в музее, отделяют за нас с вами пластик от стекла, бумаги и так называемой органики. Чтобы потом получить гранулы или флексы, вдохнуть в ненужный мусор новую жизнь. И, в общем-то, вся экспозиция именно об этом — о том, что на свалке, как правило, оказывается вполне себе еще рабочий материал.  

ГЕРМАН ХИЛЬЧЕНКО,инициатор идеи Музея про мусор:
«Корень того, что мы не можем реформировать эффективно систему обращения с отходами, в том, что не сформирована система осознанного потребления. Приходит человек и не знает, что сделано из вторички, с применением вторички. Чуть-чуть направить человека, как это было в Советском Союзе».

Герман Хильченко профессионально занимается этой экологической осознанностью уже десять лет. Понимает, почему внедрение вторсырья и переработка отходов так сильно буксуют. Для него перспектива видится не просто в раздельном сборе, а в экономической модели, при которой у производителей все-таки будет стимул делать новые товары из переработанных старых. Ведь сейчас пройдя все стадии обработки вторсырье едва ли обходится не так же, как и первичное.  

ГЕРМАН ХИЛЬЧЕНКО,инициатор идеи Музея про мусор:
«Сегодня есть некоторые предприниматели, которые умудряются делать и дешевле, чем первичка. Задача динамики регионального оператора — сделать цену вторичного сырья, которая будет существенно ниже. И достигать сравнительно хорошего качества».

Создатели музея даже здание самого экспоцентра сделали из отслуживших свое контейнеров. Укрепили и оборудовали. Проектировка заняла полгода, а реализация — полтора. Экономично и экологично. Ведь, по данным ООН, 39% СО2 приходятся на девелопмент. Сама конструкция позволит ему быть своего рода передвижным. Чтобы эту без преувеличения мирную и созидательную борьбу за планету можно было вести из разных точек города.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»