Две недели в масочном режиме живет Петербург. И в целом горожане в большинстве случаев соблюдают установленные правила безопасности. На этом фоне рынок средств индивидуальной защиты и масок сегодня удивляет разнообразием.

Пожалуй, маски — это главные атрибуты сезона. Модные дома с мировыми именами еще с началом первой волны коронавируса стали выпускать как обычные, так и подиумные модели. Средства защиты найти можно буквально на любой вкус и кошелек.  Но какие из них действительно защищают от коронавируса, выяснил обозреватель телеканала «Санкт-Петербург» Юрий Щербаков.

ИРИНА ПРОКОФЬЕВА,жительница Санкт-Петербурга:
«Поднялась температура невысокая, ну, думаю, точно не коронавирус».

До выхода на пенсию Ирина Прокофьева работала в инфекционной больнице и прекрасно знакома с симптомами ОРВИ и гриппа. К новому коронавирусу отнеслась как к чему-то нереальному — уж её-то точно никогда не коснётся.

В итоге — две недели в реанимации на аппарате ИВЛ, затем длительная реабилитация. На вопрос, где могла заразиться, точного ответа нет. Пренебрегала маской и подхватить инфекцию могла, где угодно. Теперь носит её всегда и везде. 

— Уважаемые пассажиры, напоминаем вам о необходимости использовать средства индивидуальной защиты — маски и перчатки — при проезде в метрополитене.

— Вы не верите в коронавирус? Почему вот так маску носите?
-Я не верю, что она может защитить. 
— Вот эти маски не защищают от вируса.
— Откуда у вас такая информация?
— Во-первых, на них самих это написано — от пыли, от пыльцы, от тумана, но никак не от вируса. 
— А хоть какие-то маски помогают?
— Нет. Это вирус, это воздух. Всё равно люди дышат воздухом. 
— А вы разбирали её хоть раз — что внутри?
— Нет. А там ничего.

ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ,обозреватель: 
«Даже при небольшом увеличении можно отчётливо разглядеть сетку, из которой состоит верхний слой обычной медицинской маски. Для этих ячеек коронавирус как горошина для футбольных ворот. Но самое интересное скрывается внутри. Маска состоит из трех слоёв. Это и есть главный фильтрующий элемент, в котором, при желании, как в мешке, можно даже воду переносить».

Но даже ячейки этого фильтрующего слоя крупнее коронавируса. Вот только вирусы самостоятельно по воздуху не летают. Они прикрепляются к частицам воды, которые образуются при дыхании, общении, кашле. Такой аэрозоль, как и, например, дым, сквозь маску далеко не пройдет. А вот жизненно важный воздух просочится без трудностей. 

ЕКАТЕРИНА САХНО,заведующая отделением терапии семейной медицины: 
«Достаточно проходит, всего достаточно. Но, самое главное, что через маску не проходят частички аэрозоля: слюна, слизь из носа. Вот они не должны проходить. Их должна остановить маска».

К тому же, даже самая простая маска в общественных местах куда лучше кислородной на больничной койке, добавляет врач. 

Ежедневно с конвейера «Респираторного комплекса» сходят 150 тысяч изделий. На пике первой волны пандемии объем входящих заявок всего за сутки был эквивалентен годовому. Пришлось увеличивать производственные мощности. 

Для испытаний эффективности изделий на производстве средств индивидуальной защиты органов дыхания в Ленобласти используют этот прибор. Одна трубка подсчитывает количество частиц в воздухе перед маской, другая — за ней. Первой поверку проходит обычная медицинская маска. 

— Получается, что эффективность, измеряемая коэффициентом защиты, это значение равно…

— 2-3 тысячи он показывает. Сейчас тысяча. То есть, всего в 2-3 раза. То есть, она как бы защищает, препятствует проникновению, но не значительно.

Похожий результат демонстрирует и маска из ткани. Из красной зоны стрелку выводит респиратор 2-го класса защиты. Такие, в частности, используют на вредных производствах, предприятиях горнодобывающей, химической и металлургической промышленностей. Но даже респираторы не гарантируют 100% защиту от вирусов. 

ВЛАДИМИР АСТАХОВ,генеральный директор компании-производителя средств индивидуальной защиты: 
«Маска не является средством защиты, это да. Но это хорошее средство гигиены».
ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ,обозреватель:
«А в чём разница: защита, гигиена?»
ВЛАДИМИР АСТАХОВ,генеральный директор компании-производителя средств индивидуальной защиты: 
«Разница в том, что, когда вводят масочный режим, маски должны носить все. Моя маска защищает вас, ваша — защищает меня. И поэтому, если мы все в масках вокруг, значит мы все защищены».

В ходе лабораторных экспериментов исследователи Токийского медицинского университета доказали, что любые маски ощутимо сдерживают проникновение и распространение инфекции. Но, что особенно важно, большего эффекта можно добиться, если и носители вируса, и здоровые люди соблюдают масочный режим. 

— Маски обязательно нужны, я считаю. По крайней мере, пока мы не изучили этот вирус, пока не понимаем, как и что от него ждать».

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»