Массовая драка со стрельбой в Выборгском районе. А причина — обычный школьный чат. И подобные истории исключением уже не называют.

Месяц назад в Волгограде такая «родительская переписка» закончилась убийством. К слову, мужчина, который скончался в результате черепно-мозговой травмы, воспитывал дочь в одиночку. Накануне стало известно, что к ответственности привлекли всех соучастников конфликта, среди которых, в том числе, мать двух малолетних детей. Как не стать реальной жертвой после виртуального скандала? С подробностями — корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, корреспондент: 
«Ссора в родительском чате вылилась в массовую драку. На этом самом месте на проспекте Тореза сошлись около десятка разъяренных отцов. Конфликт они пытались решить кулаками. В ход пошел даже пистолет. К счастью, обошлось без травм. Стреляли в воздух».

Услышав выстрелы, соседи вызвали полицию. В отделение доставили шесть человек. Они рассказали, что в ходе бурного обсуждения в родительском чате кто-то перешел на личности. Слово за слово. Как итог — уголовное дело за хулиганство. 

В Волгограде конфликт в чате закончился смертью одного из участников дискуссии. Роман Гребенюк умер в реанимации после того, как ранее судимый за мошенничество Арсен Мелконян несколько раз ударил его в лицо кастетом. Мужчина действовал по просьбе своей сестры, которая посчитала, что Роман ее оскорбил. Поводом к разборкам послужила переписка о том, когда сдавать контрольные. 

Мессенджеры сегодня — самый популярный способ общения между родителями. Ольга Смирнова — мама четырех детей. Каждый день просматривает 11 чатов: школьные, детского сада, кружков и секций. Горячая тема, которая всегда вызывает ссоры: сбор денег. Во время пандемии добавилась еще одна — про маски и больных детей. 

ОЛЬГА СМИРНОВА, многодетная мама: 
«Здравствуйте, дороги родители, я видела ребенка в соплях. Я не буду говорить, кто это, но вы все его знаете. Этот мальчик в зеленой кофте. И тут же начинается. А у нас не сопли, у нас остаточный кашель, а да как вы смеете вообще приводить? Доходит до такой ругани, причем это все начинается вечером, когда все уже спят».

Запретить беседы в мессенджерах вряд ли удастся, поэтому психологи советуют, начиная переписку в сети, установить четкое время работы чата и правила: никакого флуда, выяснение отношений только в личке. Эти рамки позволят перевести свободную переписку в более профессиональное русло. И лучше, если следить за онлайн разговорами будет модератор: председатель родительского комитета или учитель. 

МИХАИЛ БРИЛЬ, руководитель Центра урегулирования конфликтов: 
«Когда нас двое, мы пытаемся друг другу доказать, кто не прав. Когда есть третий, он может сказать: сейчас нужно перенести в отдельную беседу. Сейчас давайте сделаем перерыв. Пожалуйста, остановитесь. Агрессия родителя будет направлена на фигуру модератора, а не на родителя».

Наталья Гончарова два года была в родительском комитете, вела соцсети и в чатах как раз выступала модератором дискуссий. Говорит, чтобы справляться с потоком негатива, нужно иметь чувство юмора и устойчивую психику. 

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА, многодетная мама: 
«Если я видела, что назревает какой-то конфликт, я одному и второму родителю позвоню, всех утихомирю, и родители уже остыли, мне все выговорили. И получается, я как школьный психолог выступала, и проблема как-то уходила на задний план».

Мессенджер как средство коммуникации имеет свои особенности. Одна из них — «эффект невидимки». Сказать то же самое в глаза сложнее, чем в виртуальном пространстве. А безобидные фразы могут показаться оскорбительными, ведь мы не слышим интонации, с которой их произносит оппонент. Но доказывая правоту, стоит задать себе вопрос: а какой пример мы подаем своим детям? 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»