Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина провела встречу с представителями агентств, оказывающих услуги суррогатного материнства.

О совершенствовании законодательства относительно этой сферы заговорили после истории, которая получила большой резонанс. Детей, рожденных суррогатными матерями в Северной столице для иностранных граждан, не могут забрать их биологические родители, которые сейчас находятся в Китае. 

Омбудсмен отметила, что четкого понимания, как этот бизнес работает и какие есть проблемы, нет ни у кого. Существуют только общие представления. Нет реестра суррогатных матерей и нет списка младенцев, рожденных таким способом. Вероятно эти и другие недоработки стали причиной ситуации, в которой пытаются разобраться.

Анна Митянина заявила, что сделает все от нее зависящее, чтобы организовать вывозные рейсы и доставить малышей к их родителям. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко подробнее.

МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Дети, рожденные суррогатными матерями, сейчас находятся в этом Доме малютки в Купчино. Из-за закрытых границ и отмены авиасообщения они не могут отправиться к своим генетическим родителям в Китай. По подсчетам уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Анны Митяниной, до конца года в социальные учреждения города поступят еще 120 таких малышей».

— Ой, хороший какой. Глазастик какой. А этот-то. Привет! Ты уже стоишь ногами тут.

Они растут на глазах у работников Дома малютки. Старшему уже исполнилось полгода. Биологические родители знают, где находятся их сыновья и дочери, но забрать домой пока не могут. Стать хоть немного ближе помогают письма. 

— Меня зовут Понь… Ой, господи. Это письмо мама писала.
— На русском языке?
— Нет, это переводили.

Сейчас в Петербурге находятся около 150 малышей, рожденных по договору о суррогатном материнстве с иностранным гражданами. Уполномоченный по правам ребенка Анна Митянина задает резонный вопрос: где находится большая часть младенцев и кто о них заботится?

АННА МИТЯНИНА,уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:
«75 процентов этих детей не имеют свидетельства о регистрации, свидетельства о рождении. Им не могут предоставляться услуги медицинские, социальные, дай Бог, чтобы они жили в приличных условиях и за ними осуществлялись все меры по сопровождению». 

О том, в каких условиях могут жить дети, от которых отказались суррогатные матери, можно понять по этому видео. В одной из московских квартир следователи обнаружили пять младенцев. Присматривали за ними китайские няни.

В КНР суррогатное материнство запрещено. Жители Поднебесной уже давно пользуются услугами российских агентств. 

ВЛАДИСЛАВ КОРСАК,президент Российской ассоциации репродукции человека, доктор медицинских наук, профессор:
«В результате родились такие агентства, которые взяли на себя посреднические функции. Они не регистрируются никак. Это вот тоже открытие этого времени, что этот вид деятельности никак не регистрируется. На вопрос: кто вы? Вы юристы? Нет, мы просто знаем юристов, которые могут и обладают знаниями и могут составить правильный юридически грамотный договор. А дальше есть нотариус, который может его заверить». 

Даже агентство не дает гарантий, что проблем не будет. Всегда есть риск, что женщина, которая девять месяцев носила под сердцем чужого ребенка, захочет оставить малыша себе.

Адвокат Игорь Абалов защищал суррогатную мать Татьяну Суздалеву, которая передумала отдавать близнецов биологическим родителям. Однако суд встал на сторону бездетной пары. 

ИГОРЬ АБАЛОВ,адвокат суррогатной матери Татьяны Суздалевой:

«Да, у генетических родителей есть право на то, чтобы быть записанными в качестве родителей, но, согласно положениям Семейного кодекса, который не претерпел изменений, они могут быть записаны только с согласия суррогатной матери. 

Поэтому, если она передумает, вот это время, которое они находятся в детском доме, Доме малютки, у нее проснутся материнские чувства, она поймет, что эти дети не доехали до своих генетических родителей, она может просто передумать и записать их на себя. И это будет большая проблема». 

Понятие «суррогатное материнство» в России регулирует Семейный кодекс, но отдельного закона до сих пор нет. Как нет и банка данных детей, рожденных таким способом. Все-таки процедура ЭКО — это медицинская тайна. И вряд ли семейные пары, которые прибегают к услугам сурмам, заходят афишировать свои проблемы. 

О младенцах, которые сейчас находятся в детском доме, вряд ли бы узнали государственные органы, если бы после рождения из-за проблем со здоровьем они не оказались в больнице. Там заметили, что к детям никто не подходит, и сообщили в социальную службу. Вынужденное пребывание в казенном учреждении может сказаться на их психическом здоровье. 

ТАТЬЯНА ЯНИЧЕВА,доцент кафедры социальной психологии СПбГУ, кандидат психологических наук:
«Первые месяцы жизни ребенка — это месяцы, когда невероятно важна физическая близость. В идеале, в норме, — с матерью. Важно, чтобы это был живой человек, уникальный, единственный для тебя, который тебя брал бы на руки, менял пеленки. И, конечно, дети, которые с первых дней не получают этой близости, не оказан индивидуальный уход. Это очень не полезно. Это нарушает формирование привязанности, базовой характеристики, которая выражается в доверии или недоверии вообще к миру».  

Чиновники думают, как сделать так, чтобы дети и родители скорее воссоединились. Возможно, организуют специальный гуманитарный рейс в Китай. 

Ну а пока Анна Митянина поручила организовать выезд в квартиры, где малыши находятся под присмотром нянь, чтобы лично убедиться в том, что жизни и здоровью ничего не угрожает. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»