Один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире «Виктор Черномырдин» планируют сдать 3 ноября. Судно строилось на «Адмиралтейских верфях». На данный момент оно полностью готово к проведению испытаний. Ледокол планируется использовать на Северном морском пути.

Вопросы судостроения обсуждали на этой неделе более пяти тысяч специалистов и экспертов из ведущих российских и мировых компаний. В Петербурге прошел Международный форум OMR 2020. Выставки и конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа прошли на полях «Экспофорума». О самых передовых решениях расскажет корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Освоение Арктики — давняя мечта человечества с тех самых пор, как только первые мореплаватели достигли берегов снежной пустыни. При том, что Крайний Север давно поделен между пятью приарктическими государствами, остальной мир принципы этого раздела не поощряет. Объясняется это просто — 5-я часть всех углеводородов планеты лежит под вечными льдами и добывать их теоретически может любой, кто сумеет добраться к месту добычи и привезти в регион технологии, которые позволят жить и работать в крайне агрессивных условиях. И если с первым все понятно, то с технологиями развернулась настоящая гонка. 

Самые передовые решения для покорителей Арктики предлагаются как раз в рамках таких форумов: от гидрокостюмов, защищающих терпящих бедствие моряков в ледяной воде, до сверхмощных судов, способных преодолевать гигантские расстояния по морям, закованным во льды. 

Петербургский стенд — самый большой. Город стоял у истоков освоения Арктики и до сих пор остается крупнейшим научным и промышленным центром. 

ЭДУАРД БАТАНОВ,вице-губернатор Санкт-Петербурга: 
«Очень интересно развитие робототехники. И мы очень активно обсуждаем развитие гидрологической службы. То есть это создание и роботов и зондов, воссоздание системы зондирования — это и прогнозы, и вопрос движения льдов. И экология. Мы здесь видим большой потенциал».

Его — петербургский потенциал — видят и за пределами Северной столицы. Прежде всего, благодаря успехам в строительстве атомоходов. Самый большой в мире ледокол с ядерной энергетической установкой уже отправился от причальной стенки Балтийского завода на ходовые испытания. На ближайшие годы предприятие загружено аналогичными заказами, это хорошо не только для целей освоения Арктики, но и для самого Петербурга в целом. 

ГЕРМАН ШИРОКОВ,председатель комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики: 
«Мы работаем на привлечение инвестиций, мы работаем на то, чтобы в городе увеличивались рабочие места, и на повышение уровня жизни наших горожан. Это основа основ».

Впрочем, на фоне общего оптимизма нашлось время и погрустить. Поводом для этого послужила совершенно неожиданная и удивительная встреча. 

ЮРИЙ ЧАШКОВ,изобретатель:
«Я продал свою квартиру у теплого моря, чтобы ледокол мог ходить по арктическим льдам».

Это Юрий Чашков — человек, отдавший морю не только полвека, но и полцарства, по меркам среднего класса. 

Всего месяц назад мы снимали в Крыловском научном центре испытание ледокола, конструкторские решения которого являлись предметом тайны. Так вот Юрий Арсентьевич является автором этого проекта. «Помор» — так изобретатель назвал ледокол будущего — способен работать на небольших глубинах в прибрежных арктических территориях, а его необычный корпус полностью расчищает ото льда судоходный канал для кораблей идущих следом. Это уже доказано не только в теории, но и на практике. Ледовые испытания в опытном бассейне, на которые исследователь потратил собственные деньги, дали прекрасные результаты. Теперь слово за инвесторами, но они удивительным образом не торопятся монетизировать очевидные преимуществ прототипа. 

ЮРИЙ ЧАШКОВ,изобретатель:
«Небольшой, 100 метров длинны, 20 ширины и 5 метров осадки — его можно сделать уже в следующем году. У нас все для этого есть. Не надо никаких дорогих импортных азиподов. Тут всё наше, российское».

Возможно, все новое и прогрессивное крайне тяжело приживается, потому что времени для маневра слишком мало. А период внедрения инноваций зависит не только от скорости принятия организационного решения, но и от настойчивости первопроходца. Что не может не радовать, с ними — первопроходцами, Россия проблем никогда не испытывала. И Арктикой страна будет прирастать усилиями таких вот настоящих романтиков, достойных наследников Челюскина, Лаптева, Колчака, Шмидта и Папанина. Надо только немного поторопиться. На бескрайних просторах сурового Заполярья скоро придется толкаться локтями с наследниками Нансена, Стефанссона и Пири. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Об Арктике с ее неисчерпаемыми природными ресурсами и геополитическим влиянием говорят на разных площадках и в разных форматах, но общий контекст этих разговоров один — шаг России на Север должен быть шире, иначе очень быстро мы можем потерять арктические морские и континентальные территории в пользу других стран, чужих интересов. Передавать по наследству будет попросту нечего».

Подписывайтесь на нас:

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»