Событие, без преувеличения, историческое. В Большом Гатчинском дворце открылась постоянная экспозиция «Комнаты императора Николая I».

Последний раз посетители видели эти залы в 1941 году. Из 80 лет последние 10 ушли на реставрацию. Корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Александру Одинцову одному из первых посчастливилось побывать в обновленных покоях.

Очень простая мебель, то есть было понятно. То есть было понятно, что император здесь в основном работал и в большом военном кабинете мы даже увидим походную кровать.

Это своего рода княжеский аскетизм — в исторической точности. Восстанавливать личные комнаты императора пришлось по акварельным рисункам, которые сильно пострадали в оккупированной Гатчине, и архивным снимкам. 

АЛЕКСАНДРА ФАРОФОНОВА,заведующая научно-фондовым отделом музея-заповедника «Гатчина»:
«В конце тридцатых годов проводилась инвентаризация и было сделано огромное количество фотографий. Мы могли вытянуть и узор лепки, и рисунок паркета, все, что вы видите здесь». 

Большой военный кабинет, приемная, камердинерская. Посетителей в арсенальном каре не было почти 80 лет. И восьмую часть этого времени заняла реставрация. Сейчас здесь — предметы подлинные из коллекции дворца и воссозданные. Тогда, в XIX веке, при ремонте сам Николай Первый свои комнаты хотел сделать как можно проще. Даже подоконники вместо мраморных по желанию заказчика должны были быть из путиловского известняка. Правда, архитектор Кузьмин убедил использовать мрамор, «чтобы был приличный вид». 

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент:
«Как и полагается, над интерьерами и тогда работали дизайнеры. Но в случае с Николаем Первым пришлось учесть достаточно скромный вкус владельца. Однотонные обои, сдержанная лепнина. Реставраторы даже на окнах восстановили исторические занавески и шторы. Этот тюль, например, заказали в Великобритании — полностью идентичный. На мануфактуре «Мортель янг». В Англии есть архивы с образцами ткани и цвета».

Почти повсюду на стенах акварельная живопись. Изображения — военной тематики. Ведь великого князя Николая Павловича — третьего сына императора — не готовили к царствованию. 

ЕВГЕНИЙ РОДИОНОВ,старший научный сотрудник, хранитель фонда оружия музея-заповедника «Гатчина»:
«Он разрабатывал и модели формы и различные детали. Сообразуясь и с модой которая была и собственными представлениями как это сделать удобнее. Отчасти модные тенденции он сам задавал в обмундировании, которыми пользовались в других странах».

Реставрация комнат была проделана почти с нуля. Приходилось даже делать перепланировку, после того как во дворце располагался секретный опытный завод. Для музея-заповедника открытие этих залов очередной этап возрождения. 

ВАСИЛИЙ ПАНКРАТОВ,директор музея-заповедника «Гатчина»:
«До революции здесь было два музея. + Арсенальное каре был совершенно другим музеем. Он назывался музей истории царского быта. И сюда ходили смотреть не на картины, не на скульптуры. Сюда ходили смотреть на то, как жили российские цари».

С середины XIX века сохранилась обстановка и в большом военном кабинете — зале для аудиенций. Здесь, к слову, наиболее заметно малоизвестное увлечение царя живописью. Но внимание скорее привлекает походная, совсем не царская кровать. Словно еще одно напоминание неприхотливости владельца комнат. Для посетителей экскурсии в личные комнаты будут доступны уже с завтра. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»