На этой неделе Крыловский научный центр приступил к весьма любопытным исследованиям. В опытном ледовом бассейне специалисты оценивают ходовые качества ледокола с малой осадкой. Инновационная форма его корпуса откроет новые возможности перед нефтегазодобывающими компаниями.

Тем временем, возможности самого научного центра стали предметом довольно тревожных обсуждений. В три раза сократилось количество государственных заказов, которые являлись основой бюджетов будущих исследований и разработок. Мы неоднократно рассказывали о технологических прорывах, уникальных инженерных решениях, громких победах, которые стали достоянием мира и гордостью Петербурга благодаря именно Крыловскому центру. Поэтому решили лично убедиться, что колыбели инноваций и сегодня ничего не угрожает.

Это сопромат чистой воды. Точнее, воды солёной в твёрдом агрегатном состоянии. Лёд сверлят для проверки на прочность. Вырезанные балки будут ломать, дробить, изгибать, при этом чётко фиксировать все цифровые данные о приложенной нагрузке. Всё для того, чтобы получить максимально приближенный к реальному арктическому льду материал. 

Так ледовый бассейн Крыловского научного центра готовят к испытаниям перспективной модели ледокола. Концептуально новые формы его корпуса — предмет коммерческой тайны, которая объясняет атмосферу секретности. Показывать саму модель категорически запрещено. Можно лишь сказать, что её формы позволят ходить на небольших глубинах в Арктических прибрежных зонах, где легче добывать нефть и газ. Так и рождаются новые решения для кораблестроения XXI века. 

АЛЕКСЕЙ ДОБРОДЕЕВ,начальник сектора исследований ледотехники Крыловского научного центра:
«Мы активно работаем с изобретателями, сами предлагаем новые идеи. Например, одну идею, которая появилась в стенах Крыловского центра — это многокорпусный ледокол, мы достаточно детально его проверили — это альтернативный вариант мощным ледоколам, которые в арктических условиях сейчас работают».

И все они еще до начала строительства сначала подтвердили свою состоятельность в миниатюре 1:40. Только так сегодня можно избежать фатальных ошибок уже на стадии проектирования судна. Как оно поведет себя во льдах, как улучшить его характеристики и снизить стоимость — ответы найдутся, и под каждым подпишутся специалисты-практики высочайшего класса. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЁВ,корреспондент: 
«Не могли не остановиться у этой модели. Что называется, в лицо, без палубных надстроек его узнают только посвященные. А между тем, это один из самых масштабных и амбициозных проектов в кораблестроении — ледокол ЛК-120, более известный, как ледокол «Лидер». Он тоже проходил испытание здесь, в ледовом бассейне Крыловского научного центра». 

Здесь закладывались принципиальные технические и инженерные решения по строительству самых больших в мире атомных ледоколов для Росатомфлота. Здесь же готовят экипажи, которые будут работать во льдах. 

— Как раз выходим из Карских ворот и следуем дальше своим курсом.

На мостике старпом и младший помощник капитана ледокола «Владивосток». Моряки опытные, или, как говорят на флоте, бывалые, но полярный кодекс требует регулярно подтверждать квалификацию. Сделать это можно не обязательно в походе, а в тренажерном комплексе Крыловского научного центра. Современные 3D-визуальные технологии смоделируют любую ситуацию, которая может возникнуть в процессе управления судном, и экипаж получит незаменимый опыт, случись нештатная ситуация в реальной жизни. 

ЯКОВ КРИНИЦЫН,старший инструктор тренажерного комплекса Крыловского научного центра: 
«Модели сделаны так, что люди ощущают реальное управление: как работают двигатели, как судно слушается руля. То есть, всё это приближено, особенно управление — на 100% симулирует реальную жизнь».

Причем симулирует так реалистично, что непривычных к штормам людей начинает укачивать. 

АЛЕКСАНДР ПРОНЯШКИН,начальник тренажерного комплекса Крыловского научного центра:
«Учатся здесь почти все! Отучился за последние полтора года весь личный состав офицерский компании «Дайна газ», которые на Сабетте работают. Все, кто ходит в Арктику, все кому нужны сертификаты полярного кодекса». 

Крыловский научный центр уникальный в своём роде. Тем более парадоксально, но в начале года вдруг заговорили о его реорганизации. Поводом послужили миллиардные долги, которые появились в следствии большой закредитованности. В качестве мер выхода из кризисной ситуации предлагалось вхождение в состав Курчатовского института, сокращение штата и даже расформирование с передачей активов в ОСК. Последнее слово будет за Минпромторгом, но специалисты рекомендуют пойти другим путём. Будущее центра должны определять стремления к развитию. В частности, разработана программа финансового оздоровления которая предлагает загрузить предприятие исследовательской и конструкторской работой по госзаказам, в частности решениями для судов ледового класса, созданием систем для транспорта на базе водородной энергетики, а также виртуальной платформы, позволяющей работать с заказчиками удалённо. 

ВЯЧЕСЛАВ МАГАРОВСКИЙ,начальник отделения гидроаэродинамики Крыловского научного центра:
«Мы не только открываем новые объекты, но, в том числе, разрабатываем новые методики, повышаем точность получаемой информации. Потому что каждая неточность информации — это коэффициент запаса, каждый коэффициент запаса — снижение экономической эффективности».

В конечном итоге, это и есть простой и понятный критерий оценки эффективности работы центра — деньги. Экономить колоссальные средства, внедряя современные научные разработки, проверяя на макетах смелые инженерные решения, прежде чем приступать к их воплощению в жизнь. Сделать независимую экспертизу обязательным пунктом хотя бы по госконтрактам — самое очевидное решение на первом этапе внедрения таких принципов работы, считают специалисты. Впереди у страны освоение Арктики и глубин Мирового океана. Сделать это без Крыловского научного центра не получится.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»