В последний день рабочей недели в Петербурге назвали победителя Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян». Им стал международный консорциум, в состав которого вошла петербургская «Студия 44» и архитектурное бюро WEST 8 из Нидерландов. Финансирование конкурса взяло на себя федеральное правительство. В жюри вошли ведущие мировые архитекторы и эксперты. Около четырехсот тысяч петербуржцев высказали на сайте конкурса свое мнение по наполнению будущего арт-парка.

Но примечательно другое: обсуждение проекта стало поводом для обсуждения в целом видения архитектурного будущего Петербурга. По мнению представителей цеха, это не совсем тот случай, про который обычно говорят — есть где развернуться. Места для маневра на самом деле не так уж и много. Зато много консервативных взглядов и желания сохранить исторический облик Северной Венеции. 
Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов расскажет о решении для города, в котором нельзя ошибаться.

Вот так будет выглядеть ставший легендарным еще на уровне проекта арт-парк «Тучков буян». Здесь будет концертный зал под открытым небом, рестораны, лавочки, набережная, но, главное, что здесь будут деревья — то, чего так не хватает каменному городу. 

ДЕНИС ФИЛИППОВ,директор фонда «Дом.рф»:
«По техническому заданию и в своих прогнозах мы ожидаем более 7 миллионов человек в рамках ежегодного посещения данного парка».

А пока рекорды бьет пустырь, на котором парк появится. Ни одна территория Петербурга так много не участвовала в международных конкурсах. Здесь хотели строить жилой комплекс, потом судебный квартал, но остановились на самом лучшем варианте. Не верится не только всем нам, не верится даже главному архитектору города. 

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВ,председатель комитета по строительству и архитектуре:
«В свое время мы были вынуждены мириться с ситуацией, когда территория застраивается. Здесь происходит совершенно диаметрально противоположное явление — территория освобождается».

Инициатива создать здесь общественное пространство принадлежала городскому правительству. Проект нашел поддержку лично у Владимира Путина. 

Чтобы быть достойным мировых столиц в инфраструктуре, нужно строить парков еще больше. Так считают и жители города, и сами архитекторы. Об этом эксперты говорили на фестивале  «Наследие России». Обсуждали, пожалуй, все проблемы, существующие в данной области. Один из круглых столов, скажем, был посвящен промышленным зонам города. Их потециал до конца не раскрыт. Да, в Петербурге появились Новая Голландия, «Севкабель» и «Ленполиграфмаш», но этого для такого многомиллионного города явно не достаточно. «Красный треугольник» до сих пор стоит без дела и постепенно разрушается. 

ИННА КРЫЛОВА,координатор проекта «Моспромарт»: 
«Крутое место, но около сорока корпусов и восемнадцать собственников, и это ситуация типичная».

А вот типичная ситуация для центра города — пластиковые окна в исторических домах. Есть закон, но граждане его нарушают, управляющие компании не следят, надзорные органы не наказывают. На форуме коллеги из Азербайджана рассказали, как эту проблему решают в Старом Баку. 

СЕРГЕЙ МАКАРОВ,председатель КГИОП: 
«Им хорошо, у них туда есть пункты въезда. Он поручил досматривать машины, которые везут окна. И запретил въезд и все».

Так, конечно, делать у нас не будут, а значит, все зависит от самих граждан, чей менталитет должен вот-вот изменится под влиянием европейских тенденций. Это касается, кстати, и архитекторов. Проблема, говорят, в подготовке специалистов. Молодежь просто не в состоянии создать что-нибудь стоящее. Нужно время, чтобы научить. 

СЕРГЕЙ СЕМЕНЦОВ,заведующий кафедрой архитектурного и градостроительного наследия Санкт-Петербурга СПбГАСУ: 
«Хрущев в 1955 году подписал указ о ликвидации излишеств. Этим постановлением была уничтожена профессия архитектора. И все архитекторы — они не принимались на работу — не было такой профессии, были инженеры и градостроители».

Зато после постановления Хрущева в архитектуре началась эпоха советского модернизма. В наше время дома этого стиля только-только становятся памятниками и берутся под защиту.

ИВАН САПОГОВ,председатель общества охраны памятников модернизма: 
«Ценность монументального искусства ясна, а вот домов — нет. Мы стали проводить исследования о сохранения памятников, мы обнаружили, что мозаика стоит, а дом нет. Вот в Красноярске снесли кинотеатр, а мозаику оставили».

Но тут хотя бы что-то оставили. Вот во время реставрации Преображенской церкви на острове Кижи не сохранили проектную документацию. Исчезли альтернативные проекты восстановления, археологические данные, исторические тексты. Российские архивисты хотят создать единую базу, где хранились бы все подобные документы. 

АЛЕКСАНДР РАБОТКЕВИЧ,директор архива Российской Академии наук:
«Они сохраняются в проектной организации. Они сохраняются у заказчика. При том, что они находятся у заказчика, совершенно не значит, что они сохраняются».

Но наследие России должно сохраняться, особенно актуально это для Петербурга — города, в котором нельзя ошибаться.

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»