Петербург готов делиться опытом устройства детей в «профессиональные» приемные семьи. Это такой вариант опеки, при котором ребенок получает «временных родителей», а взрослые, взявшие на себя бремя заботы о нем — зарплату.

Такая практика хороша, когда у настоящих родителей появились проблемы, из-за которых они временно не могут выполнять свои функции. Чаще всего — проблемы со здоровьем. К примеру, за рубежом такой способ опеки давно доказал свою эффективность. У нас он приживается с трудом. 

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко о том, что качество жизни маленького человека, на которого свалились большие беды, кардинально меняется, когда рядом есть взрослый, ответственный человек, при этом сам он не один из многих в детском доме, из которого вернуться к маме не так уж и просто.

— Ей месяц был или два. Я пришла в органы опеки и говорю: «Заберите. А что мне делать? Куда мне ее деть?».

Даже сегодня, спустя два года, ей тяжело вспоминать о том времени. Сразу после рождения дочери Наталья Лопатина ушла от мужа буквально в никуда. Не было ни денег, ни документов, ни жилья. Из-за проблем со здоровьем пришлось лечь в больницу. 

Заботиться о маленькой Саше было некому. Настоящим спасением стала некоммерческая организация «Партнерство каждому ребенку», благодаря которой младенец попал не в казенное учреждение, а в семью, пусть и временную. 

НАТАЛЬЯ ЛОПАТИНА,мама Александры:
«У меня ни родственников, ни знакомых, на кого я могла бы положиться. В органах опеки мне говорят: «Ты ее отдашь и больше ее не вернешь никогда». В этот Дом малютки или куда их отдают. Семьи патронажные нужнее, чем Дом малютки. С государством же не повоюешь. Если заберут, то уже не вернут, права ты или не права». 

Два месяца о Саше заботилась Наталья Маркова, профессиональная мама. У нее трое своих детей. Недавно женщина взяла еще и приемного ребенка. 

— Автобус может заехать? Паркуй, паркуй. Отлично!

За время участия в проекте «Партнерство каждому ребенку» через ее дом прошли семь детей разного возраста. Каждого старалась окружить заботой и любовью, помочь пережить сложный период расставания с родной мамой. 

НАТАЛЬЯ МАРКОВА,профессиональная мама с 2015 по 2019 год:
«Девочка, которая прожила у меня восемь месяцев, была с четырех месяцев до годика. Ну конечно, она села, она пошла, все вокруг называли дети меня мамой, и она тоже называла меня мамой. Это был болезненный и тяжелый период расставания. Но все было не зря. Она сейчас с мамой». 

В этом как раз и состоит миссия организации «Партнерство каждому ребенку»: сохранить семью. Чаще всего сюда обращаются за помощью мамы, которые оказались в кризисной ситуации: проблемы с алкоголем, отсутствие постоянного заработка, неумение ухаживать за детьми, — истории удивительно похожи. 

Специалисты оказывают психологическую поддержку, помогают с оформлением пособий. Если есть угроза того, что ребенка могут забрать в детский дом, предоставляют профессиональную семью. Сохранение привязанностей — очень важный навык для ребенка любого возраста. 

ОЛЬГА МОИСЕЕНКОВА,специалист по социальной работе:
«Когда маленький ребенок попадает в интернатное учреждение, конечно, его там тоже кормят, меняют памперсы, он согрет, не в холоде, но вот этих привязанностей не формируется, потому что каждый день новая тетенька, каждый день новый воспитатель. Во внутреннем понимании маленького человечка нет того, что вот я сейчас заплачу, кто-то подойдет, а может быть, никто не подойдет, потому что он там не один. Индивидуальный уход, который направлен взрослый — ребенок, который формирует в будущем наши привязанности, наши коммуникации, общение, наше понимание, что ты нужен, что кто-то отреагирует, кто-то улыбнется в ответ».

Для родителей участие в программе абсолютно бесплатно, а вот профессиональные семьи получают за работу деньги — в среднем, около 30 тысяч рублей в месяц. Существует организация на гранты и пожертвования. Здесь реализуют две программы: служба активной поддержки оказывает неотложную помощь детям, разлученным с родителями, а «Передышка» — для мам и пап, которые воспитывают ребенка с инвалидностью. 

ЛЮДМИЛА СОРОКИНА директор некоммерческой организации «Партнерство каждому ребенку»:
«Подготовленные социальные помощники, как мы их сейчас называем, приходят в дом к ребенку с инвалидностью и высвобождают маму, родителей, других ухаживающих за ребенком лиц, чтобы они могли отдохнуть, заняться своими делами. За более 10 лет оказания такой вид помощи, мы можем отметить, что такой вид помощи положительно сказывается на качестве жизни. Родители отмечают, что у них высвобождается свободное время, они могут планировать свою жизнь. У них появляется шанс самореализации».

Профессиональных семей не хватает. «Партнерство каждому ребенку» объявило отбор кандидатов. Педагогическое образование не важно. Главное — иметь опыт воспитания детей, не обязательно своих, можно сестер или братьев, а также согласие всех членов семьи на размещение в квартире ребенка. 

МАРИЯ МАРЧЕНКО,корреспондент:
«Специалистами организации изданы десятки методических пособий, их опыт перенимают других регионах, но главное: удалось предотвратить более шести тысяч случаев разлучения детей с родителями, а 180 малышей вернулись из приютов к своим семьям. Цифры, за которыми скрыта долгая, кропотливая работа психологов, социальных работников, и, конечно, самих мам и пап, которые смогли преодолеть трудности и сохранить семью». 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»