Российский этнографический музей запустил уникальную экскурсию, главным экспонатом которой является здание на Инженерной улице, точнее, его «закулисье». Посетители поднимаются под свод Мраморного зала, узнают, как устроена столетняя паровая камера для дезинсекции и знакомятся с архитектурой здания. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Марченко с подробностями.

— Клаустрофобия, акрофобия, аллергия на пыль? Ни у кого ничего нет?

А еще выносливость, крепкий вестибулярный аппарат и удобная обувь. Внушительный список требований, чтобы попасть на уникальную экскурсию в Этнографическом музее. Перед началом пути все расписываются в журнале безопасности и надевают каски.

ЕЛЕНА ОСИПОВА,ведущий научный сотрудник научно-методического отдела Российского этнографического музея:
«Давайте представим, что мы с вами оказались в Тбилиси на базаре, где много-много мастерских. И среди них небольшая потайная дверь, которая ведет нас туда, куда обычным посетителям заходить нельзя».

Но им, участникам новой экскурсии, можно. Узкая каменная лестница ведет на чердак. Гости оказываются над знаменитым Мраморным залом на высоте 18 метров.

— Мундировщики фабрики Хлебникова Федора.

А это привет из прошлого. Надпись на бронзовом листе нацарапал мещанин Федор Рогозин в 1913-ом. Он вместе с другими рабочими монтировал плафон над Мраморным залом, который создавался по заказу Николая Второго в память об Александре Третьем и должен был символизировать величие России. В отделке использовали хрустальные плиты. В потолке их более полутора тысяч.

ЕЛЕНА ОСИПОВА,ведущий научный сотрудник научно-методического отдела Российского этнографического музея:
«Обратите внимание на толщину, примерно семь миллиметров. А вес около четырех килограммов. Они достаточно тяжелые. На ощупь достаточно шершавые. Потрогайте. Мы специально поставили, чтобы можно было потрогать. А сзади такая гладкая».

А вот и сам главный экспонат, хрустальный плафон. Такого чуда нет больше нигде в мире. Работа считалась уникальной еще в начале прошлого века. Отсюда, с обратной стороны, можно в деталях рассмотреть рисунок: двуглавых орлов в обрамлении Андреевских лент и дубовых листьев.

КСЕНИЯ КИРИЧЕНКО,ученица ГБОУ «Школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга»:
«Особенно мне понравилось вот здесь. И вот этот потолок. Он просто чудо. Хотелось ступить, но нельзя. Я это знаю хорошо. Впечатление такое завораживающее».

Паровую дезинсекционную камеру, сделанную по заказу музея в Швеции, посетители тоже видят впервые. За внушительные размеры сотрудники называют сооружение танком. До середины прошлого века там обрабатывали экспонаты, привезенные из экспедиций по стране, уничтожали насекомых.

ЕЛЕНА ОСИПОВА,ведущий научный сотрудник научно-методического отдела Российского этнографического музея:
«По специальному помосту вещи завозили внутрь. А разместить там могут и хорошие большие сани, и телеги. И много чего еще».

Показать то, что обычно скрыто от посторонних глаз, в музее решились во время карантина. Сотрудники в эти месяцы не отдыхали, придумывали новые маршруты, искали информацию в архивах. Из-за эпидемиологических требований, экскурсии по закулисью проводят по сеансам, группами по пять человек.

Подписывайтесь на нас:

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»