Выставка о военнопленных в годы Первой мировой войны продлится до 8 ноября. Подробнее — в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург».

Лента перерезана и путь в удивительный мир немецкого плена открыт. Тот, кто знает о зверствах нацистский лагерей Второй мировой войны удивится. В первую — все было иначе. Солдаты занимаются спортом и играют в футбол. 

ОЛЬГА ТАРАТЫНОВА,директор ГМЗ «Царское Село»:
«Лица у пленных иногда даже довольно веселые, что, конечно, не скажешь про ужасающий быт наших пленных в других лагерях Второй мировой войны».

Может половина снимков и так называемая «показуха», но доподлинно известно, что за лагерями следил Красный Крест и фиксировал все нарушения, и до зверств обычно не доходило. Но свои сложности все-таки были. Плен — не курорт. Солдаты работали в каменоломнях и страдали от эпидемий. О чем и пишет Николай Белов, рядовой побывавший в плену. Постарайся он чуть больше, был бы популярнее Ремарка, потому классик писал о том же.

ЕКАТЕРИНА ШВИГЛЕВА,научный сотрудник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село»: 
«Работал в госпитале, перебинтовывал раненых, из-под бинтов выбегали вши». 

Особенно комфортно себя чувствовали офицеры. Отголосок уходящих в прошлое джентльменских отношений между военными слабо, но еще доходил до участников Первой мировой войны. Офицерам разрешалось покидать территорию лагеря. Пропуском считалось одно лишь честное слово, что бежать они не будут. 
 

ГЕОРГИЙ ВВЕДЕНСКИЙ,начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село»: 
«Корнилов он не дал слово и бежал. В тоже самое время был один офицер, это наш позор, конечно, который дал честное слово и бежал. Это Тухачевский — наш наполионишка».

О гуманности лагерей Первой мировой войны говорит и статистика. Если в 20-х годах прошлого века в плен к немцам попало 2 миллиона 700 тысяч русских солдат, из них погибло сорок тысяч. Спустя двадцать лет к нацистам попало уже 5 с половиной миллионов, и больше половины из них не вернулись. Выставка продлится до 8 ноября. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»