«Маски: грани традиции». Страшные или смешные, созданные участниками обряда или профессиональными мастерами, связанные с мифологическими представлениями или народной драмой.

Маски — одни из интереснейших предметов традиционной культуры. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов одним из первых впечатлился.

— Всевозможные обряды, календарный, бытовые. Они испокон веков сопровождались ряжением. 

Экспонаты редкого и далеко необязательного масочного режима. Выставку заканчивают монтировать буквально за день до открытия Этнографического музея после карантина. В витринах то, что скрывало лица народов от Прибалтики до Сибири. Предмет не столь эксклюзивный, но достать маски крайне сложно. 

ЕЛЕНА ГЕРАСИМЕНКО,заместитель директора по научной работе Российского Этнографического музея:
«Маски, учитывая, для чего они создавались, их функциональное предназначение. Они не предназначались не для долгого хранения, долгой жизни. Она уничтожалась, потому считалось, что она сохраняет свою вредоносную силу».

Железо, войлок, береста и даже глина. Древнейший экспонат попал в музей после экспедиции 1886 года. Такие маски делали ханты и манси на медвежий праздник по случаю удачной охоты. Популярные у народов Севера были изображения врачей и даже чиновников.

По сравнению с остальными этот атрибут — примитивный. Румынская маска для праздника Маланка, старый новый год по-нашему, совсем молодая. Присмотревшись, можно заметить, в основе аксессуара — баскетбольный мяч. 

ВАЛЕНТИНА КУЗНЕЦОВА,научный сотрудник отдела этнографии русского народа российского Этнографического музея:
«Большое количество мастерства умения вложено в него. Использованы помимо современных материалов, использованы традиционные мех, рога. И образ исполнен совершенно в традиции».

В самом дальнем углу, кажется, самая таинственная коллекция. В Петербург попала из уголков Сибири. Эти маски носили шаманы высокого посвящения. Есть много версий зачем они проводнику в мир духов. Одно из предположений — оставаться инкогнито перед злыми силами. Но, тут еще есть и маскоиды. Такие носили не на лице. И как правило они изображали ушедших предков шамана. 

ЕЛЕНА АНДРЕЕВА,научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока российского Этнографического музея:
«Чаще всего они трактуются, как образ предка, дух предка. Часто во время камланий ставили на почетное место, чтобы шаман видел. Были помощники».

Маски шаманов сложнее всего было достать для экспозиции. Ведь они передаются из поколения в поколение. С первого взгляда в Этнографическом музее не следят за повесткой. Ведь тут изучают народы во времени и пространстве. Но новый сезон, а иначе выход с изоляции не назвать, открывают с самого что ни на есть актуального. 

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ,корреспондент:
«Посмотреть на маски без маски нельзя. Ни ритуал, и уж тем более ни ряжение — рекомендация Роспотребнадзора. Медицинская, она, конечно, вряд ли когда-то станет экспонатом Этнографического музея. Ведь все же хочется верить, что она не настолько глубоко войдёт в культуру народов».

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»