155 лет назад в Петербурге разрешили курить на улицах. Власти отменили полувековой запрет, который распространялся на всех жителей имперской столицы — пеших, конных и едущих на извозчиках.

Запрещали как раз для того, чтобы сберечь от пожаров деревянные здания, тротуары и мосты. А ведь город на Неве горел часто и иногда крайне разрушительно. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Максим Тараканов перелистнул огненные страницы истории. 

— Принято, выезжаем.

В самой старой, ныне действующей, пожарной части Петербурга на Петроградской стороне — все как и 200 лет назад. Техника и форма, конечно, изменились, но подход к делу остался прежним. 

Огонь — потушить, людей — спасти. Счет на минуты. В историческом центре действовать приходится еще быстрее. 

МИХАИЛ РЯХОВСКИЙ,заместитель начальника управления, начальник пятого пожарно-спасательного отряда управления МЧС по Петроградскому району:
«Пустоты в перегородках, в перекрытиях. По ним очень интенсивно распространяется пожар. Приходится собирать большее количество сил и средств, чем в домах нового типа».

Дерево — материал экологичный, но горит стремительно. А ведь поначалу новая имперская столица была именно такой. Строили быстро, теряли еще быстрее. 

МАКСИМ ТАРАКАНОВ,корреспондент:
«Можно с уверенностью сказать, что история пожарной охраны Петербурга зародилась именно здесь, на Троицкой площади. В далеком 1710 году здесь находился деревянный Гостиный двор, первый Гостиный двор Петербурга. В течение часа сгорел и он, и дома неподалеку, и даже корабли, пришвартованные рядом. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло».

Тогда власти, пожалуй, впервые задумались о противопожарной безопасности. Организовали ночные караулы и специальный отряд. 

НИНА СКОРЫНИНА,начальник отдела управления информации ГУ МЧС по Санкт-Петербургу:
«Шли барабанщики и оповещали, что вот ребята, у нас все плохо. Был определенный район, вокруг которого по указу первого генерал-полицмейстера они должны были обходить его оповещать, что надо прибыть на крупные площади».

В течение всего XVIII века любой горожанин был обязан тушить возгорания. Каждый понимал — не поможешь, сам окажешься на пепелище.

Профессиональные пожарные окончательно закрепились лишь в 1803 году. Указ подписал лично Александр Первый. Вообще российские императоры активно реагировали на крупные возгорания в столице. Так, Николай Первый руководил тушением Зимнего дворца. 

ЯРОСЛАВ ЛЮБИМОВ,краевед, доцент Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
«Приказал распахнуть окна. То ли для того, чтобы дать свежий воздух пожарным, то ли для того, чтобы остудить пожар. Но физика с ним не согласилась».

Подвиг пожарных в годы блокады не поддается оценке. Так, в январе 1942-го Гостиный двор потушили за шесть часов… без воды! Водопровод не работал, а ближайший источник — канал Грибоедова — промерз до дна. 

НИНА СКОРЫНИНА,начальник отдела управления информации ГУ МЧС по Санкт-Петербургу:
«Эти обессиленные люди с помощью обычных топоров и ломов вручную разбирали стены Гостиного двора».

Девять пожертвовали собой, но спасли 300 человек. 

Это уже 1991-й — гостиница «Ленинград». С тех пор 23 февраля для пожарных — день памяти. 

Уже в веке XXI горели и Троицкий собор, и Технологический институт. Пожарные советуют горожанам не терять бдительности. Пятница и суббота — самые напряженные по статистике дни. 

Подписывайтесь на нас:

Фото: pixabay.com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»