Пекинский договор наделяет исполнителей четырьмя видами имущественных прав на аудиовизуальные продукты. Это права на доведение до всеобщего сведения, воспроизведение, распространение и прокат.

Эпоха коронавируса запомнится еще изменениями в сфере искусства. И тут речь не о том, что сейчас культурное просвещение доступно только на дому. В России вступило в силу Пекинское соглашение в сфере интеллектуальной собственности. Что это значит? Актеры, музыканты и танцовщики теперь могут рассчитывать на вознаграждение за показ постановок с их участием. 

Новый порядок предполагает не только разовое получение гонорара, но и выплату за каждую трансляцию фильма, спектакля или концерта, в том числе и в интернете. И сейчас, в условиях пандемии, это более чем актуально.

Актеры могут рассчитывать на прибыль, а вот продюсерские центы, наоборот, на убытки. В общем тонкостей много и, когда рынок адаптируется к новым правилам, пока неясно. Первые мнения услышала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова.

Тяжелое, а, главное, непредсказуемое время — именно так характеризуют период пандемии коронавируса артисты, режиссеры и музыканты. Тысячи проектов по всей стране поставлены на паузу: закрыты театры, приостановлены киносъемки, отменены фестивали. Зрители лишились впечатлений, исполнители — доходов. 

Поэтому новость о вступлении в силу Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям обнадежила творческих работников. Вероятно, в ближайшее время артисты будут получать доход с каждого просмотра записанных концертов, фильмов или спектаклей. 

АНДРЕЙ НОСКОВ, актер:
«Так получилось, что мы все стоим. И я впрямую завишу от своих работ — съемок или спектаклей. В данный момент я полностью отрезан от заработка. Конечно, когда понимаешь, что фильм показывают, а у хороших артистов большая коллекция работ, то ты понимаешь, что у тебя будет помощь».

Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям принят в 2012 году, три года спустя к соглашению присоединилась Россия. Но в силу документ вступил только в конце апреля этого года — участники ждали присоединения 30 страны. Пекинский договор наделяет исполнителей четырьмя видами имущественных прав на аудиовизуальные продукты. Это права на доведение до всеобщего сведения, воспроизведение, распространение и прокат. 

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА, корреспондент:
«По сути, Пекинский договор — это революция в сфере авторских прав. Раньше артист или музыкант участвовал в проекте, получал за него гонорар. На этом взаимодействие с произведением заканчивалась. Теперь, благодаря договору, исполнители могут рассчитывать на хороший доход с просмотров полюбившегося публике фильма».

В большинстве случаев правообладатели креативных продуктов в России — продюсерские центры. Именно они получают доход с продажи картины на телеканал или в онлайн-кинотеатр. Пекинский договор станет причиной распределения потоков — продюсерам придется делиться с артистами. 

КСЕНИЯ НАСОНОВА, патентный поверенный:
«Нам трудно представить «Матрицу» без Киану Ривза, а «Анну Каренину» без Татьяны Самойловой. Актеры внесли свой образ, вклад в виде мимики, пластики. Поэтому отчисления за каждый просмотр, наверное, это более справедливо, чем гонорар за проект. С другой стороны, рынок это такая вещь, саморегулируемая, что, возможно, гонорары станут меньше. Учитывая, что потом фильм будет крутиться».

Особое внимание при соблюдении договора уделят интернету — площадке, где авторские права наиболее часто нарушают. 

ВИКТОРИЯ МАТВЕЕВА, ведущий юрист по интеллектуальной собственности:
«Пекинское соглашение расширяет спектр прав, адаптирует его к цифровой эпохе. Все соглашения в этой сфере были заключены в 60-е годы. Они немного устарели. И Россия в том числе идет в ногу со временем, чтобы адаптировать большую защиту именно на цифровых платформах. В том числе привлечь дополнительные инвестиции в данную отрасль». 

Чтобы Пекинский договор заработал в полную силу, нужно не менее трех лет, уверены эксперты. Именно за такой срок рынок успеет адаптироваться к новым условиям. К тому же, России необходимы корректировка законодательных актов, чтобы сбор средств был прозрачен. 

Самая заинтересованная сторона, артисты, изменений ждут с нетерпением. Ведь деньги все теряют здесь и сейчас. По оценкам специалистов, к лету потери креативных индустрий в России достигнут 150 миллиардов рублей. Тут, что называется, ни один рубль лишним не будет. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»