1 апреля в России вступил в силу закон об ответственности за распространение фейков.

Фейковые новости с апреля могут лечь в основу уголовного дела. Кроме того, распространителям выдуманных событий грозит штраф. От трети миллиона рублей. Но те, кто создает фейки, наверняка преследуют свои цели. Например, увеличение продаж или создание паники. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Ирина Володуцкая разбиралась, кому выгоден обман.

Режим самоизоляции в России начался вовсе не с онлайн-курсов иностранных языков и тренировок с чемпионами мира в Instagram. Он начался с пустых полок в магазинах. Люди, напуганные сообщениями о дефиците, ринулись скупать гречу. 

АНТОН ВУЙМА,специалист по PR-технологиям:
«Фейковую новость иногда забрасывают, чтобы посеять панику. Например, чтобы продать гречу. Сейчас были вбросы, что имбирь заканчивается. Тут же все бросились имбирь покупать. А он не заканчивался, его навалом».

Вслед за Европой с полок российских магазинов пропала и туалетная бумага. 

АНТОН ВУЙМА,специалист по PR-технологиям:
«В России никто не покупает в критическое время туалетную бумагу. Покупают спички, соль, гречу. А туалетная бумага — совсем нетрадиционный для России товар. Покупают те страны, где главный клич — спасай свои задницы. У нас клич — спасай свои души. Поэтому у нас не так активно покупают туалетную бумагу, но при этом в России туалетную бумагу тоже скупили».

1 апреля в России вступил в силу закон об ответственности за распространение фейковых новостей. За такие нарушения грозит наказание от штрафа 300 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы. Следственный комитет возбудил уже несколько уголовных дел по этой статье. 

АНТОН ВУЙМА,специалист по PR-технологиям:
«Если мы берем политические дела, то фейкньюз делаются для того, чтобы повлиять на события. Те, кому выгодно сеять панику, допустим, тем, кто хочет собрать какой-нибудь оппозиционный митинг, устроить бунт, государственный переворот. В Москве и вообще по всей стране сеяли панику, что жертв коронавируса в десять раз больше, чем вам говорят официальные власти. Хотя если бы это было так, то была бы масса фотографий из больниц и переполненные палаты. Не могли бы эти фотографии никуда деться».

На борьбу с фейками вышли и ученые. Аспирант ИТМО Арсений Третьяков разрабатывает систему, которая изучает «шаблоны поведения» недостоверных новостей и с вероятностью до 90 процентов просчитывает, правдивую ли информацию содержит текст. 

АРСЕНИЙ ТРЕТЬЯКОВ,аспирант университета ИТМО, разработчик:
«Программа, которая основана на нейросетях, которые мы обучаем на основе базы данных. Это отдаленно напоминает из классических изобретений спам-фильтр. То есть, по сути, фейковая новость — тоже в некотором роде спам».

Правда, в России такую систему смогут внедрить не скоро — для того, чтобы обучить нейронную сеть, нужна база данных фейковых новостей. Которой пока нет. Но систематизацией уже занимается Роспотребнадзор. 

Но петербуржцев не так легко обмануть. Мы спросили жителей города, где они берут информацию о ситуации и доверяют ли слухам о коронавирусе. 

— Нет, я не верю. Думаю, все так действительно и есть, медики и правительство прикладывают все усилия.

— Мне бы не хотелось, чтобы их было больше, поэтому хочу верить, что статистка верна.

— По телевизору, в социальных сетях. Группа Роспотребнадзора официальная есть еще, там читаю.

— Комитет по здравоохранению. Там регулярно дают новости.

ИРИНА ВОЛОДУЦКАЯ,корреспондент:
«Нам остается сидеть дома и не читать фейковые новости. Режим повышенной готовности, как и распространение коронавируса, когда-нибудь закончатся. А пока — тотальная самоизоляция». 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото: pexels.com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»